Проверяемый текст
Казунина, Ирина Вадимовна; Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано (Диссертация 1998)
[стр. 84]

84 самостоятельность.
Фортепианное обучение, являясь глубоко индивидуализированным, происходит в процессе общения педагога и учащегося, в котором большое место занимает беседы-обсуждения, отражающие содержание и противоречия конкретной музыкально-исполнительской деятельности учащихся.
По мнению многих выдающихся музыкантов-педагогов беседа неотъемлемый компонент
фортепианного урока /А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, А.Корто, Л.В.Николаев, Г.Г.
Нейгауз и др./.
Они выполняют роль катализатора, помогая составить нужный план работы, "рабочую” гипотезу исполнения, выбрать средства ее достижения, составить план исполнения, тем самым активизируя интерес обучающихся к изучаемому произведению и усиливая познавательную направленность обучения.
Дидактическая, эвристическая беседа дает педагогу значительные возможности для управления процессом учебного познания.
Основное ее назначение в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся, превратить их в активных участников приобретения новых знаний и овладения системой практических действий.
Беседа является своеобразной формой последовательного формирования мышления обучающихся, так как позволяет направить их внимание на анализ фактов, установить причинно-следственные связи и зависимости изучаемых музыкальных явлений, проявить индивидуальность.
Содержание беседы выражается в вопросах и практических познавательных заданиях, используемых в самых различных сочетаниях
/Г.И.Щукина М.И.Махмутов, Т.А.Ильина, и др./.
Поэтому можно утверждать, что эвристическая беседа содержит в себе все структурные элементы поисковой деятельности.
Это находит отражение в создании проблемных ситуаций путем постановки преподавателем проблемных вопросов, а также в формулировке проблемных вопросов самими обучающимися; в
[стр. 81]

31 Завершающий этап работы заключается в создании обобщенного музыкального образа и его практической реализации на инструменты Здесь концентрируются и корректируются итоги решения предыдущих задач, что находит свое выражение в проявлении активного слухового самоконтроля, позволяющего выполнять коррекцию музыкально-исполнительских действий в соответствии с поставленной целью непосредственно в процессе исполнения.
Каковы же возможности организации проблемного обучения в фортепианных класса? В соответствии с законами дидактики движущей силой развития обучающихся является система противоречий, характеризующих внутренние и внешние условия проявления художественно-образного мышления и творческой деятельности в процессе обучения.
Ведущим является противоречие между объективными и субъективными условиями музыкально-познавательной деятельности, включающие в качестве составных элементов частные противоречия: между наличным и необходимым уровнем музыкальнотеоретических знаний; между имеющимися и необходимыми музыкальноисполнительскими умениями; между специальными знаниями и умениями применять их на практике; между объективными и субъективными условиями исполнительской деятельности и др.
Основной формой работы в фортепианном классе являются индивидуальные занятия, которые следует рассматривать как одно из ведущих звеньев учебного процесса.
Они создают условия для всестороннего обучения и воспитания каждого студента, позволяют последовательно решать педагогические задачи, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Фортепианное обучение, являясь глубоко индивидуализированным, происходит в процессе общения педагога и учащегося, в котором большое место занимает беседы-обсуждения, отражающие содержание и противоречия конкретной музыкально-исполнительской деятельности учащихся.
По мнению многих выдающихся музыкантов-педагогов беседа неотъемлемый компонент


[стр.,82]

82 фортепианного урока /А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, А.Корто, Л.В.Николаев, Г.Г.
Нейгауз и др./.
Они выполняют роль катализатора, помогая составить нужный план работы, "рабочую" гипотезу исполнения, выбрать средства ее достижения, составить план исполнения, тем самым активизируя интерес обучающихся к изучаемому произведению и усиливая познавательную направленность обучения.
Дидактическая, эвристическая беседа дает педагогу значительные возможности для управления процессом учебного познания.
Основное ее назначение в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся, превратить их в активных участников приобретения новых знаний и овладения системой практических действий.
Беседа является своеобразной формой последовательного формирования мышления обучающихся, так как позволяет направить их внимание на анализ фактов, установить причинно-следственные связи и зависимости изучаемых музыкальных явлений, проявить индивидуальность.
Содержание беседы выражается в вопросах и практических познавательных заданиях, используемых в самых различных сочетаниях
/М.И.Махмутов, Т.А.Ильина, Г.И.Щукина и др./.
Поэтому можно утверждать, что эвристическая беседа содержит в себе все структурные элементы поисковой деятельности.
Это находит отражение; в создании проблемных ситуаций путем постановки преподавателем проблемных вопросов, а также в формулировке проблемных вопросов самими обучающимися; в
предъявлении педагогом проблемных заданий, уточнении их путем анализа и осмысления учебного материала обучающимися; в выдвижении предположений и их практической проверке; самоконтроле и корректировке действий систематизации и обобщении полученных знаний и вновь приобретенных способах практической деятельности.
Очень важны характер и содержание беседы, которая должка отвечать определенным правилам.
Методика проведения беседы на занятии фортепиано

[Back]