Проверяемый текст
Казунина, Ирина Вадимовна; Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано (Диссертация 1998)
[стр. 88]

88 в репризе достигается за счет сжатия границ изложения темы это "стретта".
Данный прием развития наблюдается также в экспозиции" /понятие "стретта" учащийся освоил самостоятельно/.
Действия учащихся при решении и формулировке вопросов были не всегда логичными, точными, требовали соответствующей корректировки со стороны преподавателя, но отличались значительной целенаправленностью и заинтересованностью, желанием самостоятельно узнать новое.
В других случаях мы наблюдали подобную же картину.
Аналогичные вопросы, с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся, использовались нами не только при изучении полифонических произведений /И.С.Бах ХТК, Д.Д.Шостакович "Полифонические тетради",
РЛЦедрин Прелюдии и фуги и др./, но и при работе над другими сочинениями.
В
зависимости от их сложности, уровня подготовленности учащихся, вопросы эти видоизменялись, задавались либо в более конкретной, либо в обобщенной форме.
На основании проведенных наблюдений можно сказать, что проблемный вопрос активизирует самостоятельные познавательные действия обучающихся и способствует целенаправленному использованию ими приемов анализа, сравнения, сопоставления.
Посредством проблемных вопросов воспитываются навыки целостного анализа, развиваются необходимые профессиональные умения находить сходство и различия в изучаемых музыкальных произведениях, отбирать знания и способы действий, обобщать их и находить новые, наиболее адекватные решаемой художественной или технической задаче, видеть музыкальные явления в развитии, устанавливать причинно-следственные связи.
Использование в обучении системы усложняющихся проблемных вопросов дает возможность учащимся самостоятельно осознать противоречивость изучаемых музыкальных явлений, проанализировать,
[стр. 85]

85 произведений" и не имела в своем багаже знаний о форме фуги, вопрос являлся для нее проблемным известны единицы строения, но не известно, как реализуются их взаимосвязи в целом, то есть вопрос содержит информационнопознавательное противоречие.
Это побуждает учащегося обратиться к анализу и сравнению известных фактов, он самостоятельное приходит к необходимости последовательного рассмотрения взаимосвязи и взаимообусловленности основных элементов фуги и задается вопросом /это и есть проблемность/ "Каким же образом реализуется единство элементов в данной футе?” Ход действий учащегося при поиске ответа на заданный вопрос таков: 1/ прослеживался все проведения темы, 2/ рассматривался тональные соотношения, 3/ анализируются интермедии, 4/ делается гармонический анализ, определяются модуляции.
Последовательно рассматривая особенности развития музыкального материала, учащийся самостоятельно делает вывод о форме фуги: "В фуге три раздела, в экспозиции и репризе утверждается основная тональность Ми мажор, средняя часть написана в параллельном миноре.
Тематический материал разделен интермедиями, которые носят вариационный характер, динамизация полифонической ткани в репризе достигается за счет сжатия границ изложения темы это "стретта".
Данный прием развития наблюдается также в экспозиции" /понятие "стретта" учащийся освоил самостоятельно/.
Действия учащихся при решении и формулировке вопросов были не всегда логичными, точными, требовали соответствующей корректировки со стороны преподавателя, но отличались значительной целенаправленностью и заинтересованностью, желанием самостоятельно узнать новое.
В других случаях мы наблюдали подобную же картину.
Аналогичные вопросы, с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся, использовались нами не только при изучении полифонических произведений /И.С.Бах ХТК, Д.Д.Шостакович "Полифонические тетради",
Р.Щедрин Прелюдии и фуги и др./, но и при работе над другими сочинениями.
В


[стр.,86]

86 зависимости от их сложности, уровня подготовленности учащихся, вопросы эти видоизменялись, задавались либо в более конкретной, либо в обобщенной форме.
На основании проведенных наблюдений можно сказать, что проблемный вопрос активизирует самостоятельные познавательные действия обучающихся и способствует целенаправленному использованию ими приемов анализа, сравнения, сопоставления.
Посредством проблемных вопросов воспитываются навыки целостного анализа, развиваются необходимые профессиональные умения; находить сходство и различия в изучаемых музыкальных произведениях, отбирать знания и способы действий, обобщать их и находить новые, наиболее адекватные решаемой художественной или технической задаче, видеть музыкальные явления в развитии, устанавливать причинно-следственные связи.
Использование в обучении системы усложняющихся проблемных вопросов дает возможность учащимся самостоятельно осознать противоречивость изучаемых музыкальных явлений, проанализировать,
отобрать необходимые знания и усвоить общие принципы преодоления затруднений /стиль, фразировка, ритм, динамика, артикуляция, голосоведение, аппликатура и т.
п./ Для решения педагогических и исполнительских задач.
Как один из методологических приемов проблемного обучения, вопрос связан с развертыванием аналоговых проблем, не всегда требующих нового способа действий, но активизирующих мышление учащихся, особенно ассоциативный фонд, способствующий эмоциональному постижению художественного образа, когда актуализируется музыкально-теоретический и исполнительский "багаж" обучающихся.
Ассоциативное видение помогает решению художественных задач, созданию красочной звуковой палитры произведения.
При решении аналоговых проблем действия обучающихся носят активный, поисковый характер, ибо каждое музыкальное произведение содержит новую для обучающихся информацию определенного уровня сложности.
Особенно это характерно при изучении произведений, написанных в

[Back]