Проверяемый текст
Казунина, Ирина Вадимовна; Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано (Диссертация 1998)
[стр. 89]

89 отобрать необходимые знания и усвоить общие принципы преодоления затруднений /стиль, фразировка, ритм, динамика, артикуляция, голосоведение, аппликатура и т.
п./ для решения педагогических и исполнительских задач.
Как один из методологических приемов проблемного обучения, вопрос связан с развертыванием аналоговых проблем, не всегда требующих нового способа действий, но активизирующих мышление учащихся, особенно ассоциативный фонд, способствующий эмоциональному постижению художественного образа, когда актуализируется музыкально-теоретический и исполнительский "багаж" обучающихся.
Ассоциативное видение помогает решению художественных задач, созданию красочной звуковой палитры произведения.
При решении аналоговых проблем, действия обучающихся носят активный, поисковый характер, ибо каждое музыкальное произведение содержит новую для обучающихся информацию определенного уровня сложности.
Особенно это характерно при изучении произведений, написанных в
форме фуги, рондо, сонатной форме и т.п.
Таким образом, проблемные вопросы служат одновременно и средством активизации музыкально-познавательной деятельности, и актуализацией ранее усвоенных знаний, и систематизацией, а также обобщением вновь приобретаемых.
Проблемная задача представляет собой дидактический прием, /применение которого также приводит к возникновению проблемных ситуаций.
Как и проблемный вопрос, задача является одним из важных факторов повышения познавательной и практической активности обучающихся /Л.В.Занков,
М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин и др./.
Одной из особенностей проблемной задачи является то, что она всегда в своем условии содержит вопрос, представляющий собой основную
форму выражения учебной проблемы.
Как и вопрос, задача содержит в себе
[стр. 86]

86 зависимости от их сложности, уровня подготовленности учащихся, вопросы эти видоизменялись, задавались либо в более конкретной, либо в обобщенной форме.
На основании проведенных наблюдений можно сказать, что проблемный вопрос активизирует самостоятельные познавательные действия обучающихся и способствует целенаправленному использованию ими приемов анализа, сравнения, сопоставления.
Посредством проблемных вопросов воспитываются навыки целостного анализа, развиваются необходимые профессиональные умения; находить сходство и различия в изучаемых музыкальных произведениях, отбирать знания и способы действий, обобщать их и находить новые, наиболее адекватные решаемой художественной или технической задаче, видеть музыкальные явления в развитии, устанавливать причинно-следственные связи.
Использование в обучении системы усложняющихся проблемных вопросов дает возможность учащимся самостоятельно осознать противоречивость изучаемых музыкальных явлений, проанализировать, отобрать необходимые знания и усвоить общие принципы преодоления затруднений /стиль, фразировка, ритм, динамика, артикуляция, голосоведение, аппликатура и т.
п./ Для решения педагогических и исполнительских задач.
Как один из методологических приемов проблемного обучения, вопрос связан с развертыванием аналоговых проблем, не всегда требующих нового способа действий, но активизирующих мышление учащихся, особенно ассоциативный фонд, способствующий эмоциональному постижению художественного образа, когда актуализируется музыкально-теоретический и исполнительский "багаж" обучающихся.
Ассоциативное видение помогает решению художественных задач, созданию красочной звуковой палитры произведения.
При решении аналоговых проблем действия обучающихся носят активный, поисковый характер, ибо каждое музыкальное произведение содержит новую для обучающихся информацию определенного уровня сложности.
Особенно это характерно при изучении произведений, написанных в


[стр.,87]

87 форме фуги, рондо, сонатной форме и т.п.
Таким образом, проблемные вопросы служат одновременно и средством активизации музыкально-познавательной деятельности, и актуализацией ранее усвоенных знаний, и систематизацией, а также обобщением вновь приобретаемых.
Проблемная задача представляет собой дидактический прием, применение которого также приводит к возникновению проблемных ситуаций.
Как и проблемный вопрос, задача является одним из важных факторов повышения познавательной и практической активности обучающихся /Л.В.Занков,
М.И.Лахмутов, А.М.Матюшкин и др./.
Одной из особенностей проблемной задачи является то, что она всегда в своем условии содержит вопрос, представляющий собой основную
формы выражения учебной проблемы.
Как и вопрос, задача содержит в себе
противоречивую информацию и выступает как способ создания проблемной ситуации.
В проблемной задаче обязательно содержится определенная практическая или теоретическая трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к ее решению.
В начале обучения познавательные задачи должны ставиться преподавателем в конкретной форме и предусматривать самостоятельную поисковую деятельность учащегося в пределах ранее усвоенного материала; например, известные элементы формы, фактуры, отдельные исполнительские детали и пр.
Постепенно степень обобщенности задач следует увеличивать: необходимо создавать условия для самостоятельного обобщения учащимися опорных музыкально-теоретических знаний и способов работы над произведениями.
Подобные задачи в большинстве случаев переформулируются обучающимися в процессе работы и дробятся на ряд частных.
Например: раскрыть и показать диалектическую взаимосвязь музыкальной формы и образно-смыслового содержания изучаемого произведения.
Эта задача может быть разделена на несколько более мелких зависимость формы и жанра, жанра

[Back]