Проверяемый текст
Казунина, Ирина Вадимовна; Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано (Диссертация 1998)
[стр. 90]

90 противоречивую информацию и выступает как способ создания проблемной ситуации.
В проблемной задаче обязательно содержится определенная практическая или теоретическая трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к ее решению.
В начале обучения познавательные задачи должны ставиться преподавателем в конкретной форме и предусматривать самостоятельную поисковую деятельность учащегося в пределах ранее усвоенного материала, например, известные элементы формы, фактуры, отдельные исполнительские детали и пр.
Постепенно степень обобщенности задач следует увеличивать: необходимо создавать условия для самостоятельного обобщения учащимися опорных музыкально-теоретических знаний и способов работы над произведениями.
Подобные задачи в большинстве случаев переформулируются обучающимися в процессе работы и дробятся на ряд частных.
Например: раскрыть и показать диалектическую взаимосвязь музыкальной формы и образно-смыслового содержания изучаемого произведения.
Эта задача может быть разделена на несколько более мелких зависимость формы и жанра, жанра
и содержания; содержания и музыкально-выразительных средств; взаимосвязь стиля и исполнительских средств воплощения композиторского замысла, динамики и ее роли в формообразовании и т.п.
И, наконец, в процессе обучения могут ставиться задачи, требующие творческого переноса знаний и навыков в новые условия и связанные с самостоятельным освоением музыкальных произведений.
Они, как правило, выражаются в неопределенной форме и уточняются учащимися в ходе работы.
Применение проблемных познавательных и практических задач на занятиях фортепиано при изучении музыкальных произведений обусловлено тем, что к моменту обучения в среднем звене учащиеся уже располагают определенными возможностями:
[стр. 87]

87 форме фуги, рондо, сонатной форме и т.п.
Таким образом, проблемные вопросы служат одновременно и средством активизации музыкально-познавательной деятельности, и актуализацией ранее усвоенных знаний, и систематизацией, а также обобщением вновь приобретаемых.
Проблемная задача представляет собой дидактический прием, применение которого также приводит к возникновению проблемных ситуаций.
Как и проблемный вопрос, задача является одним из важных факторов повышения познавательной и практической активности обучающихся /Л.В.Занков, М.И.Лахмутов, А.М.Матюшкин и др./.
Одной из особенностей проблемной задачи является то, что она всегда в своем условии содержит вопрос, представляющий собой основную формы выражения учебной проблемы.
Как и вопрос, задача содержит в себе противоречивую информацию и выступает как способ создания проблемной ситуации.
В проблемной задаче обязательно содержится определенная практическая или теоретическая трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к ее решению.
В начале обучения познавательные задачи должны ставиться преподавателем в конкретной форме и предусматривать самостоятельную поисковую деятельность учащегося в пределах ранее усвоенного материала; например, известные элементы формы, фактуры, отдельные исполнительские детали и пр.
Постепенно степень обобщенности задач следует увеличивать: необходимо создавать условия для самостоятельного обобщения учащимися опорных музыкально-теоретических знаний и способов работы над произведениями.
Подобные задачи в большинстве случаев переформулируются обучающимися в процессе работы и дробятся на ряд частных.
Например: раскрыть и показать диалектическую взаимосвязь музыкальной формы и образно-смыслового содержания изучаемого произведения.
Эта задача может быть разделена на несколько более мелких зависимость формы и жанра, жанра


[стр.,88]

88 и содержания; содержания и музыкально-выразительных средств; взаимосвязь стиля и исполнительских средств воплощения композиторского замысла, динамики и ее роли в формообразовании и т.п.
И, наконец, в процессе обучения могут ставиться задачи, требующие творческого переноса знаний и навыков в новые условия и связанные с самостоятельным освоением музыкальных, произведений.
Они, как правило, выражаются в неопределенной форме и уточняются учащимися в ходе работы.
Применение проблемных познавательных и практических задач на занятиях фортепиано при изучении музыкальных произведений обусловлено тем, что к моменту обучения в среднем звене учащиеся уже располагают определенными возможностями:
музыкально-историческими и теоретическими знаниями; частично сформированными музыкальными понятиями; умениями оперировать некоторыми формами анализа музыкального материала; определенным уровнем развития музыкального слуха и мышления; исполнительскими навыками и умениями.
Любое практическое проблемное задание, как вид учебной деятельности, содержащий музыкально-познавательное затруднение, логически и психологически обусловливает процесс решения учебных проблем.
В литературе описано несколько видов таких заданий.
Мы считаем наиболее приемлемой для музыкального обучения следующую дифференциацию заданий.
Задания требующие: активизации знаний и действий обучающихся по отношению к учебному материалу, на котором эти действия формировались бы, применения усвоенных знаний и способов действий в соответствии с новым учебным материалом; самостоятельного изучения нового материала.
Деятельность учащихся в процессе формулировки и решения проблемных задач и выполнения практических проблемных заданий связана с раскрытием

[Back]