IT музыкально-историческими и теоретическими знаниями; частично сформированными музыкальными понятиями; умениями оперировать некоторыми формами анализа музыкального материала; определенным уровнем развития музыкального слуха и мышления; исполнительскими навыками и умениями. Любое практическое проблемное задание, как вид учебной деятельности, содержащий музыкально-познавательное затруднение, логически и психологически обусловливает процесс решения учебных проблем. В литературе описано несколько видов таких заданий. Мы считаем наиболее приемлемой для музыкального обучения следующую дифференциацию заданий. Задания, требующие активизации знаний и действий обучающихся по отношению к учебному материалу, на котором эти действия формировались бы; применения усвоенных знаний и способов действий в соответствии с новым учебным материалом; самостоятельного изучения нового материала. Деятельность учащихся в процессе формулировки и решения проблемных задач и выполнения практических проблемных заданий связана с раскрытием музыкально-художественного замысла и формированием музыкально-познавательных и исполнительских действий, соответствующих замыслу. Действия обучающихся направлены на выявление основных закономерностей исполнения, осмысление конкретных: приемов и средств, необходимых исполнителю для более убедительного воплощения содержания произведения. Многообразие и значительная дифференциация проблемных задач в учебно-музыкальной деятельности способствует ее активизации, позволяет обучающимся самостоятельно вывести обобщеннее способы работы над тканью произведения и усвоить музыкальнопедагогические принципы работы над различными типами произведений. 91 |
88 и содержания; содержания и музыкально-выразительных средств; взаимосвязь стиля и исполнительских средств воплощения композиторского замысла, динамики и ее роли в формообразовании и т.п. И, наконец, в процессе обучения могут ставиться задачи, требующие творческого переноса знаний и навыков в новые условия и связанные с самостоятельным освоением музыкальных, произведений. Они, как правило, выражаются в неопределенной форме и уточняются учащимися в ходе работы. Применение проблемных познавательных и практических задач на занятиях фортепиано при изучении музыкальных произведений обусловлено тем, что к моменту обучения в среднем звене учащиеся уже располагают определенными возможностями: музыкально-историческими и теоретическими знаниями; частично сформированными музыкальными понятиями; умениями оперировать некоторыми формами анализа музыкального материала; определенным уровнем развития музыкального слуха и мышления; исполнительскими навыками и умениями. Любое практическое проблемное задание, как вид учебной деятельности, содержащий музыкально-познавательное затруднение, логически и психологически обусловливает процесс решения учебных проблем. В литературе описано несколько видов таких заданий. Мы считаем наиболее приемлемой для музыкального обучения следующую дифференциацию заданий. Задания требующие: активизации знаний и действий обучающихся по отношению к учебному материалу, на котором эти действия формировались бы, применения усвоенных знаний и способов действий в соответствии с новым учебным материалом; самостоятельного изучения нового материала. Деятельность учащихся в процессе формулировки и решения проблемных задач и выполнения практических проблемных заданий связана с раскрытием 89 музыкально-художественного замысла и формированием музыкальнопознавательных и исполнительских действий, соответствующих замыслу. Действия обучающихся направлены на выявление основных закономерностей исполнения, осмысление конкретных: приемов и средств, необходимых исполнителю для более убедительного воплощения содержания произведения. Многообразие и значительная дифференциация проблемных задач в учебномузыкальной деятельности способствует ее активизации, позволяет обучающимся самостоятельно вывести обобщенные способы работы над тканью произведения и усвоить музыкально-педагогические принципы работы над различными типами произведений. Говоря о средствах активизации творческого мышления обучающихся, нельзя не упомянуть дидактический принцип наглядности обучения, поскольку учебный процесс строится на основе единства словесных и наглядных методов, В практике фортепианного обучения принцип наглядности чаще всего выражается в форме показа-исполнения изучаемого произведения педагогом или в записи, а также показе-сравнении различных редакций нотного текста. Можно выделить следующие виды наглядности: натуральную исполнение педагога, изобразительную звукозапись, графическую нотный текст, графическое изображение формы произведения и т.п. Наглядность в процессе музыкальных занятий направлена прежде всего на вскрытие противоречий, заложенных непосредственно в изучаемых произведениях и противоречий между объективными и субъективными условиями музыкально-исполнительской деятельности. Исполнение педагога достаточно часто применяется на фортепианных занятиях и может приносить ощутимый эффект, особенно на начальном этапе работы над произведением. Изобразительный и графический виды наглядности чаще всего используются в самостоятельной работе учащихся. Так, например, при определении формы изучаемых произведений весьма эффективным средством разрешения затруднений является ее графическое изображение с указанием |