Проверяемый текст
Казунина, Ирина Вадимовна; Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано (Диссертация 1998)
[стр. 92]

92 Говоря о средствах активизации творческих качеств обучающихся, нельзя не упомянуть дидактический принцип наглядности обучения, поскольку учебный процесс строится на основе единства словесных и наглядных методов, В практике фортепианного обучения принцип наглядности чаще всего выражается в форме показа-исполнения изучаемого произведения педагогом или в записи, а также показе-сравнении различных редакций нотного текста.
Можно выделить следующие виды наглядности: натуральную исполнение педагога, изобразительную звукозапись, графическую нотный текст, графическое изображение формы произведения и т.п.
Наглядность в процессе музыкальных занятий направлена прежде всего на вскрытие противоречий, заложенных непосредственно в изучаемых произведениях и противоречий между объективными и субъективными условиями музыкально-исполнительской деятельности.
Исполнение педагога достаточно часто применяется на фортепианных занятиях и может приносить ощутимый эффект, особенно на начальном этапе работы над произведением.
Изобразительный и графический виды наглядности чаще всего используются в самостоятельной работе учащихся.
Так, например, при определении формы изучаемых произведений, весьма эффективным средством разрешения затруднений является ее графическое изображение с указанием
основных гармонических оборотов модуляций, кульминационных построений, динамического развития.
Это значительно облегчает поисковую деятельность, указывает направление и способствует возникновению проблемных ситуаций на качественно ином, более высоком уровне.
Прослушивание звукозаписей на заключительном этапе работы над произведением способствует развитию критического осмысления различных исполнительских трактовок изучаемого произведения, навыков слухового анализа, исполнительского внимания, творческого воображения и создает
[стр. 89]

89 музыкально-художественного замысла и формированием музыкальнопознавательных и исполнительских действий, соответствующих замыслу.
Действия обучающихся направлены на выявление основных закономерностей исполнения, осмысление конкретных: приемов и средств, необходимых исполнителю для более убедительного воплощения содержания произведения.
Многообразие и значительная дифференциация проблемных задач в учебномузыкальной деятельности способствует ее активизации, позволяет обучающимся самостоятельно вывести обобщенные способы работы над тканью произведения и усвоить музыкально-педагогические принципы работы над различными типами произведений.
Говоря о средствах активизации творческого мышления обучающихся, нельзя не упомянуть дидактический принцип наглядности обучения, поскольку учебный процесс строится на основе единства словесных и наглядных методов, В практике фортепианного обучения принцип наглядности чаще всего выражается в форме показа-исполнения изучаемого произведения педагогом или в записи, а также показе-сравнении различных редакций нотного текста.
Можно выделить следующие виды наглядности: натуральную исполнение педагога, изобразительную звукозапись, графическую нотный текст, графическое изображение формы произведения и т.п.
Наглядность в процессе музыкальных занятий направлена прежде всего на вскрытие противоречий, заложенных непосредственно в изучаемых произведениях и противоречий между объективными и субъективными условиями музыкально-исполнительской деятельности.
Исполнение педагога достаточно часто применяется на фортепианных занятиях и может приносить ощутимый эффект, особенно на начальном этапе работы над произведением.
Изобразительный и графический виды наглядности чаще всего используются в самостоятельной работе учащихся.
Так, например, при определении формы изучаемых произведений весьма эффективным средством разрешения затруднений является ее графическое изображение с указанием


[стр.,90]

90 основных гармонических оборотов модуляций, кульминационных построений, динамического развития.
Это значительно облегчает поисковую деятельность, указывает направление и способствует возникновению проблемных ситуаций на качественно ином, более высоком уровне.
Прослушивание звукозаписей на заключительном этапе работы над произведением способствует развитию критического осмысления различных исполнительских трактовок изучаемого произведения, навыков слухового анализа, исполнительского внимания, творческого воображения и создает
предпосылки понимания композиторского и исполнительского стиля, формирования исполнительских убеждений.
Результатом использования всех перечисленных методических приемов должно быть полноценное художественное исполнение музыкального произведения.
Последовательность, характер, содержание и использование каждого из приемов на фортепианном занятии должно быть глубоко индивидуально, дифференцировано в соответствии с конкретными условиями.
Желательно, чтобы система проблемных ситуаций, организованная посредством описанных приемов охватывала целую учебную тему и была направлена на овладение ее материалом /полифония, сонатная форма, этюды, пьесы и т.
п./.
Таковы содержание, формы и функции приемов организаций проблемного ОБУчения на фортепианных занятиях, система которых является средством активизации творческого художественно-образного мышления.
П.3 Задачи, организация и результаты опытного обучения Опытно-экспериментальная работа проходила в естественных условиях процесса обучения преподавание специального инструмента фортепиано в ряде музыкальных учебных заведений среднего звена, которые служили исследовательской базой.
Опытно-экспериментальным обучением было

[Back]