Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 102]

склонностям и в соответствии с вожделениями (пародия на состояние первобытного общества у Руссо).
От
столкновения этих двух различных обществ и начинается человеческая история, то есть постепенное развитие в направлении к разуму и свободе.
Фихте нигде не упоминает о том, что сам он в ранних работах тоже разделял концепцию общественного договора, но очевидно, что теперь с этой концепцией покончено.

Тем самым, в сущности, отвергнуты и правовые принципы
либеральной государственности, что особенно ясно видно в последующих сочинения Фихте.
Так, в работе
“Теория государства, или Об отношении изначального государства к царству разума” Фихте противопоставляет идеальную государственность ложному представлению о задачах и назначении государства, распространенному в его время.
Согласно этому представлению,
государственность необходима для того, чтобы сохранить существование людей и их собственность как средство к существованию такое представление возникает от того, говорит Фихте, что земная жизнь людей становится высшей целью, а общественный союз, каким является государство, превращается в средство.
Межу тем на самом деле высшей целью человека является не сохранение живой жизни, а достижение ее нравственно-религиозного смысла.

Только этим оправдывается существование
основ государственности: они должны гарантировать свободу осуществления этой высшей цели человеческого рода1.
В
“Замкнутом торговом государстве” Фихте отверг принцип либеральной теории государства ради равенства всех граждан в отношении собственности; теперь он поверг критике сам принцип, согласно которому цель государства в сохранении жизни и собственности граждан.
Тем самым между правом и нравственностью снимается прежний водораздел, и государство, в сущности, превращается в средство к достижению
1Фишер К.
История новой философии.
СПб., 1905.
[стр. 70]

Иной подход к этому вопросу мы встречаем в сочинениях 1806-1814 годов.
В "Основных чертах современной эпохи" (1806 г.) Фихте не разделяет больше ч .
земную жизнь и жизнь вечную, как он это делал раньше; конечную цель земной жизни, поясняет он теперь, составляет устроение всех человеческих отношений на основе свободы, любви и разума1.
А это и есть высшая цель уже не просто правового государства, но и нравственности и религии.
Такое понимание государства отличается от принятого прежде самим Фихте.
Не случайно в своей философии истории, изложенной в "Основных чертах современной эпохи", философ больше не обращается к идее общественного договора, исходящей из интересов отдельного индивида, хотя еще и рассматривает проблемы естественного права, без которого невозможно создать теорию правового государства, если исходить из разрозненных эгоистических индивидов и их независимого друг от друга существования.
Предметом критики Фихте в 1806 году становится теория общественного договора Гоббса.
Он считает, что перейти к правовому состоянию от чистого бесправия и эгоизма невозможно: разум не может возникнуть из неразумения.
Поэтому философ постулирует существование так называемого разумного (нормального) народа, который отличается от остальных диких племен, живущих исключительно по своим природным склонностям и в соответствии с вожделениями (пародия на состояние первобытного общества у Руссо).
От
столкI .
новения этих двух различных обществ и начинается человеческая история, то есть постепенное развитие в направлении к разуму и свободе.
Фихте нигде не упоминает о том, что сам он в ранних работах тоже разделял концепцию общественного договора, но очевидно, что теперь с этой концепцией покончено.

(Как объясняет один из исследователей творчества Фихте Ганс Юрген Фервейен, в период войны с французами, когда Германия была оккупирована Наполеоном, принцип общественного договора уважать общее благо 1Фихте И.Г.
Сочинения: В 2 т.
Т.2.
С.397.


[стр.,71]

ради собственной пользы мог быть с успехом обращен к немцам завоевателями-французами; поэтому Фихте не мог не обратиться против этого принципа).
Тем самым, в сущности, отвергнуты и правовые принципы
либерального государства, что особенно ясно видно в последующих сочинения Фихте.
Так, в работе
«Теория государства, или Об отношении изначального государства к царству разума» Фихте противопоставляет идеальное государство ложному представлению о задачах и назначении государства, распространенному в его время.
Согласно этому представлению,
государство необходимо для того, чтобы сохранить существование людей и их собственность как средство к существованию.
Такое представление возникает от того, говорит Фихте, что земная жизнь людей становится высшей целью, а общественный союз, каким является государство, превращается в средство.
Межу тем, на самом деле высшей целью человека является не сохранение живой жизни, а достижение ее нравственно-религиозного смысла
осуществление в себе образа Божия.
Только этим оправдывается существование
государства: оно должно гарантировать свободу осуществления этой высшей цели человеческого рода1.
В
«Замкнутом торговом государстве» Фихте отверг принцип либеральной теории государства ради равенства всех граждан в отношении собственности; теперь он поверг критике сам принцип, согласно которому цель государства в сохранении жизни и собственности граждан.
Тем самым между правом и нравственностью снимается прежний водораздел и государство, в сущности, превращается в средство к достижению
религиозного спасения граждан, то есть получает функцию, раньше принадлежавшую церкви.
Юридическое начало подчиняется нравственному.
Как пишет по этому поводу Б.Чичерин, право у Фихте является не более чем подготовительной ступенью к нравственности, ее предварительным условием.
Право «...
нужно только как искусственное учреждение, пока в обществе не водворился еще нравственный порядок.
Здесь сво1Fichte J.G.
Die Principien der Gottes Sitten und Rechtslehre.
Hamburg, 1986.S.
48,61.
71

[Back]