Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 116]

Как мы видим, в соответствии с природой понятия, диалектически развивающегося от единичного через особенное к всеобщему, идея государственности в учении Гегеля раскрывает себя в трех моментах своей действительности.
Ее непосредственной действительностью является конституция, сфера внутреннего государственного права.
Это пребывание идеи в своем собственном понятии как внутреннем отношении государства к себе самому, выступает во втором моменте, как отношение отдельного государства к другим государствам.
Всеобщий действительностью идеи государства является, по Гегелю, процесс рефлективной
деятельностью в семье и гражданском обществе, она может быть их имманентной властью, конкретной в себе самой действительностью свободы.
Эта конкретность, характеризующая природу нравственного вообще, состоит прежде всего в том, что государство есть единство всеобщего и особенного.

“Государство действительно и его действительность заключается в том, что интерес целого реализуется в особенных интересах”1.
Существенным является и то, что гражданское общество находится в объективном и естественном противоречии с государством, но не как нечто самостоятельное, обособленное и равноправное, а скорее как субординированное по отношении к своей политической форме.
Точно так же, как момент особенности в понятии есть производное, положенное и возвращающееся в свое единство, так и сфера рефлектированного в себя особенного интереса подчиняется всеобщему благодаря деятельности суда, полиции и корпоративный организации общественной и экономической жизни, находя в этих институтах защиту и обеспечение своих прав.
По своей природе особенный интерес не знает
меры в себе самом, и поэтому элемент упорядоченности и пропорциональности в экономику, хозяйственную жизнь общества, может быть внесен лишь государством, которое в лице правительства 116 1 Там же.
С.238.
[стр. 103]

103 годаря этому совершает круговорот своих текучих моментов.
Быть для себя в качестве самосознательного, организованного и расчлененного в себе целого есть не природная, а духовная необходимость необходимость самой свободы быть своим собственным миром.
В соответствии с природой понятия, диалектически развивающегося от единичного через особенное к всеобщему, идея
государства в учении Гегеля раскрывает себя в трех моментах своей действительности.
Ее непосредственной действительностью является конституция, сфера внутреннего государственного права.
Это пребывание идеи в своем собственном понятии как внутреннем отношении государства к себе самому, выступает во втором моменте, как отношение отдельного государства к другим государствам.
Всеобщий действительностью идеи государства является, по Гегелю, процесс рефлективной
деятельности в семье и гражданском обществе, она может быть их имманентной властью, конкретной в себе самой действительностью свободы.
Эта конкретность, характеризующая природу нравственного вообще, состоит прежде всего в том, что государство есть единство всеобщего и особенного.

«Государство действительно и его действительность заключается в том, что интерес целого реализуется в особенных интересах» .
Существенным является и то, что гражданское общество находится в объективном и естественном противоречии с государством, но не как нечто самостоятельное, обособленное и равноправное, а скорее как субординированное по отношении к своей политической форме.
Точно так же, как момент особенности в понятии есть производное, положенное и возвращающееся в свое единство, так и сфера рефлектированного в себя особенного интереса подчиняется всеобщему благодаря деятельности суда, полиции и корпоративный организации общественной и экономической жизни, находя в этих институтах защиту и обеспечение своих прав.
По своей природе особенный интерес не знает
1 Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.238.


[стр.,104]

меры в себе самом, и поэтому элемент упорядоченности и пропорциональности в экономику, хозяйственную жизнь общества, может быть внесен лишь государством, которое в лице правительства обладает знанием потребностей целого.
Здесь оно выступает как самосознание того, что в обществе лишь сознается.
Итогом анализа личности, гражданского общества и государства должно быть, согласно Гегелю, осознание того, что такое право и действительная свобода.
Это возможно лищь тогда, когда познание подчиненно единому методу и разворачивает себя в систему науки.
Ведь без уяснения того, что составляет субстанцию природной и духовной реальности, в чем состоит единство универсума, невозможно раскрыть природу человека.
Субстанцией последнего, как духовного существа, является процесс самоопределения всеобщей реальности к субъективному, объективному и абсолютному способу своего бытия.
Все эти необходимые моменты духовной природы человека, составляют ступени его самоосвобождения.
Объективную сторону этого процесса составляет реальность права, которое у Гегеля рассматривается не в его узко-юридическом значении, а как систематизированное целое, охватывающее наличное бытие всех определений свободы, разумной воли, включая сферу моральности и нравственности.
Действительное право в этом случае является тем, чему граждане повинуются не как принуждающей внешней силе, которой они не могут противостоять, а той реальностью, без которой они просто перестают быть свободными людьми.
Только целостный взгляд на философию права Гегеля позволяет правильно оценить особенности его отношения к теории естественного права и особенности трансформации этой теории под воздействием диалектической методологии Гегеля.
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
В работах Гегеля трудно найти отчетливое определение естественного права.
Наиболее адекватно, на наш взгляд, естественное право по Гегелю определено С.
Кечекьяном: «...
для Гегеля естественное право есть единство бытия и

[Back]