Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 118]

описанием исторической позитивности; она декларирует в качестве разумного больше того, что было в наличии в современной Гегелю Пруссии.
Она требует, таким образом, осуществления должного.
Одной из точек соприкосновения теорий естественного права с философией права Гегеля является вопрос о принципе государственности.
Руссо, а за ним и Фихте считали, что в основе государства находится воля индивидуумов, суверенно решающая каждый раз вопрос о существовании государства.
Гегель высоко ценил это достижение естественного права в объяснении причин формирования государства1, однако индивидуализм как принцип государства его совершенно не удовлетворял.
В связи с этим возникает ряд проблем, имеющих разное решение в системе Гегеля и в теориях естественного права;
воля как принцип государственности; б) роль категории договора 8 системе права; в) сущность права; г) естественное состояние и его отношение к государственности.
Таким образом, центральной идеей “Общественного договора” Руссо и теорий образования государства в системах Канта и Фихте является идея о добровольном союзе индивидуумов, создающих государство путем объединения личных воль и создания, таким образом, общей воли народа.
Единичные воли переносят свободу из сферы деятельности индивидуумов и путем интеграции образуют свободу
народа, свободу, царящую в государстве, которой в равной мере пользуются все граждане.
Такое решение проблемы образования государства представлялось Гегелю неудовлетворительным, хотя он ставил его гораздо выше версий, объявлявших государство даром Божьим, результатом завоевания, развитием семейного союза и т.п.
Он полагал, что в принципе Руссо находит отражение лишь субъективная сторона свободы, являющаяся только одним из моментов идей разумной воли.
Разумная же воля есть единство объективной и субъективной воли, воля столько же в себе,
См.: Гегель.
Указ.
соч.
С.290.
118
[стр. 106]

их идеальную основу, настоящую "действительность".
Естественное право и есть такая идеальная основа положительного права (руководящий принцип: синтез личной свободы и объективного порядка).
Реализация этой идеи обусловлена местными и временными данными социальной среды.
Таким образом, естественное право не противополагается положительному, а составляет его идеальную сущность, вечную основу и вместе с тем фактор всего исторического развития.
Из изложенного ясно, что: 1) у Гегеля нет дуализма права; 2) его воззрения не могут быть характеризованы, как принципиально отличные от всех предыдущих и 3) такое понимание естественного права вовсе не "равносильно его упразднению".
Одной из точек соприкосновения теории естественного права с философией права Гегеля является вопрос о принципе государства, т.е.
о причине его существования.
Руссо, а за ним и Фихте считали, что в основе государства находится воля индивидуумов, суверенно решающая каждый раз вопрос о существовании государства.
Гегель высоко ценил это достижение естественного права в объяснении причин формирования государства1, однако индивидуализм как принцип государства его совершенно не удовлетворял.
В связи с этим возникает ряд проблем, имеющих разное решение в системе Гегеля и в теориях естественного права:
а) воля как принцип государства; б) роль категории договора в системе права; в) сущность права; г) естественное состояние и его отношение к государству.
Центральной идеей «Общественного договора» Руссо и теорий образования государства в системах Канта и Фихте является идея о добровольном союзе индивидуумов, создающих государство путем объединения личных воль и создания, таким образом, общей воли народа.
Единичные воли переносят свободу из сферы деятельности индивидуумов и путем интеграции образуют свободу
106 1См.: Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.290.


[стр.,107]

народа, свободу, царящую в государстве, которой в равной мере пользуются все граждане.
Такое решение проблемы образования государства представлялось Гегелю неудовлетворительным, хотя он ставил его гораздо выше версий, объявлявших государство даром божьим, результатом завоевания, развитием семейного союза и т.
п.
Он полагал, что в принципе Руссо находит отражениеч лишь субъективная сторона свободы, являющаяся только одним из моментов идей разумной воли.
Разумная же воля есть единство объективной и субъективной воли, воля столько же в себе,
сколько и для себя .
Именно эта разумная воля, по Гегелю, суть, причина возникновения государства.
Несостоятельность точки зрения теорий естественного права состоит, как полагал мыслитель, в том, что сообщество людей, построенное по этому принципу, будет составлять не народ, государство, а лишь совокупность индивидуумов, толпу.
Обладать истиной действительностью может дух, «нравственная тотальность»; индивидуумы есть их акциденция2.
Гегель использовал тезис Аристотеля: «по природе народ предшествует индивидуумам» и объявил «нравственную тотальность» первичной.
В традиции же естественного права индивидуум предшествует государству, которое становится, таким образом, искусственным созданием, порожденным либо «инстинктом общественности», либо требованием разума индивидуумов.
Последний довод Гегеля против теории создания государства путем объединения индивидуальных воль заключается в том, что универсальная воля не может быть образована из отдельных воль, так как она сама их образует.
Универсальная, разумная воля есть целое нравственной тотальности; воля индивидуума часть этой разумной воли.
Целое предшествует частям над ними.
Это положение Гегеля начало новой этап в критике общественного договора.
До Гегеля общественный договор критиковали, понимая его как историСм.: Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
С.290.
Hegel G.W.F.
Uber die wissenschaftliche Behandlungsarten des Naturrechts // Samtliche Werke.
Bd.VII.
Leipzig, 1923.
S.371.

[Back]