тивистских отношений и включения его в иные политико-правовые связи. С другой стороны, либеральная политико-правовая мысль базируется на представлении о постепенной и бесконечной эволюции самоорганизующегося общества, осуществляемой сознательными усилиями граждан. Личное самодеятельное начало в либерализме включается в социальные связи — абстрактные по своей сути, зависит от них и образует социальный порядок. Специфика либерального мировоззрения заключается в том, что именно непрерывное приближение к правовому идеалу является критерием верности социального прогресса, а все реализованное уже теряет свою значимость, ибо не имеет дальнейших перспектив для развития. Эволюционный динамизм либерального менталитета совпадает в главном с линейной перспективой христианской философии истории и концепциями прогресса эпохи Просвещения1. Теоретический критицизм в политике, нравственности и экономике явился импульсом для социальных и культурных изменений, допускаемых в рамках сохранения социальной стабильности и гармонии. Ключевой в либеральной идеологии является концепция правового разума. В отличие от политического сознания, в котором категория власти над людьми является важнейшей, в правовом разуме исходным выступает принцип разумной свободной воли, требующий от человека умения властвовать над своими собственными физическими, духовными силами и своей материальной собственностью. Правомочность личности предполагает ее рождение как субъекта права и приобретения ею объективных возможностей для реализации своих прав, а также воспитание у нее способности к признанию аналогичных прав за другими лицами и тем самым к самоограничению своих чрезмерных потребностей. 1 На рационалистические истоки философии либерализма и на ее связь с концепциями прогресса указывается в статье Ю.В.Перова: Либеральный гуманизм и мифологемы отечественной истории И Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Вып. 4. 1993. |
10 Либеральной философии права присущи антиномии, которые следуют из принципа онтологического индивидуализма. Некритическое принятия потребностей человека в качестве критерия истинности социального развития по существу противопоставляет человеческие страсти закону, а уважение к человеку как цели общественного развития онтологически не совпадает с эгоизмом потребностей индивида. Кроме того, упор на необходимость законодательного регулирования общественного порядка, выдвигает на первый план проблему оправдания самого закона. Все эти антиномии проявились на определенном этапе развития либерализма и были осмыслены в отечественной философии. Другим философским основанием либерализма является философия истории. Понятие историологии, введенное Н.И.Кареевым, отличает, на наш взгляд, историческую концепцию либерализма от религиозной историософии, с одной стороны, и спекулятивной философии истории, с другой. Историология либерализма является эволюционным прогрессизмом и процессуальна по своей сути. Она строится на представлении о постепенной эволюции самоорганизующегося индивидуальными усилиями граждан общества. Личное самодеятельное начало в либерализме включено в абстрактные социальные связи, зависит от них и образует социальный порядок. Специфика либерального мировоззрения заключается в том, что непрерывное приближение к общественному идеалу является критерием верности социального прогресса, а все реализованное теряет свою значимость, ибо не имеет дальнейших перспектив своего существования. Эволюционный динамизм либерального менталитета совпадает с линейной перспективой христианской философии истории и концепциями прогресса эпохи Просвещения. Согласно Н.И.Карееву: «Цель прогресса развитие личности как очеловечивание людьми природы, объединение человечества высшей культурой и мирная кооперация народов»11 . Исходной базой для построения либеральной историологии является категория исторического разума и понятие всеобщей истории, в рамках которой " Каресв НИ. Основные вопросы философии истории М., 1883.T.I.C.399. |