Особенность русской идеологии либерализма состояла в решении ряда политико-правовых проблем исходя из понятия справедливости. В то время, как в Западной Европе в XIX в. существовавшая ранее традиция нравственной апологии и критики господства и власти в определенной мере прерывается1, в России, напротив, государственная и правовая этика разрабатывается особенно интенсивно усилиями мыслителей презде всего либерального направления. Этот сЬеномен в чем-то объясним и другой особенностью русской философии — ее онтологизмом в противоположность гносеологизму западноевропейской философии. Вместе с тем западноевропейское Просвещение, несомненно, повлияло в XVIII в. на правовую доктрину либерализма в России. Эпоха европеизации активизировала контакты русской интеллигенции с Европой, а петровские реформы усилили приток идей европейских просветителей в Россию. В последующем Екатерина II внесла весомый вклад в европеизацию общества и укрепила национальное государство и "демократический" абсолютизм. “Либерально-правовое направление относится к наиболее светлой поре екатерининского царствования — времени составления “Наказа" и бурных законодательных дебатов 1767-1768 гг."2 В философии права появились мыслители, ставившие проблемы отмены крепостного права, гуманизации общественных отношений и в определенном смысле выходившие своими идеями за рамки феодально-крепостнического общества. А.Я.Поленов, Д.С.Аничков, И.А.Третьяков, С.Е.Десницкий, Я.П.Козельский, Н.И.Новиков и др. обсуждали правовые вопросы и на философско-мировоззренческом уровне подготавливали грядущие конституционные реформы, борьбу за права 1 Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994. С. 4. 2 Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994. С. 42. 233 |
14 марксизмом (Н.И.Кареев, легальные марксизм), выступили и критиками социализма и марксизма (Б.Н.Чичерин, Н.И.Кареев, П.Б.Струве). Можно выделить два главных этапа формирования русского либерализма: ценностно-мировоззренческий и философско-теоретический. Ценностно-мировоззренческий этап определялся эпохой Просвещения и европеизации России. Проблема формирования либерального просветительства всесторонне разработана в чрудах А.Ф.Замалеева, В.С.Никоненко, А.И.Новикова, Т.В.Артемьевой, Н.И.Морякова, А.Д.Сухова, П.С. Шкуринова. Эпоха европеизации активизировала контакты русской интеллигенции с Европой, а петровские реформы усилили приток идей европейских мыслителей в Россию.17 В последующем Екатерина 11, внесла весомый идейный и практический вклад в политику правительственного либерализма. « Либерально правовое направление относится к наиболее светлой поре екатерининского царствования -времени составления «Наказа» и бурных законодательных дебатов 1767 1768 гг.»18 , -отмечает А.Ф.Замалеев. На «своеобразие русского просвещения, выдвигавшего на первый план принцип гуманизма», указывает А.А.Ермичев.19 В философии появились мыслители, доказывающие необходимость гуманизации общественных отношений, отмены крепостного права, развития коммерции и создания среднего «чина» общества,. А.Я.Поленов, Д.С.Аничков, И.А.Третьяков, Н.И.Панин, И.И.Бецкой, С.Е.Десницкий, Я.П.Козельский, Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков обсуждали правовые вопросы и на философскомировоззренческом уровне подготавливали грядущие политические реформы, борьбу за права личности и «вольности народа». По мнению диссертанта, широкий ценностно -мировоззренческий фон просветительства второй половины ХУ111 в. способствовал последующему формированию концепций революционаризма (А.Н.Радищев, декабризм), традиционализма (Н.М.Карамзин, доктрина официальной народности, славянофильство) и либерализма (М.М.Сперанский, западничество). 3. См по этой проблеме А.Ф.Замалеев. Курс истории русской философии. М., 1996. 4. Замалеев А.Ф., Осипов И Д Русская политология: обзор основных направлений. СП6ГУ. 1994. С.42. " Русская н европейская философия: пути схождения. СПб., 1997. С.75. |