вил после себя помимо государственных проектов и корпуса российских законов интересные исследования по праву, истории и политологии. "Позволительно, без всякого преувеличения, утверждать, — писал М.А.Корф, — что по таланту, по массе глубоких и многосторонних знаний, ученых и, что называется, деловых, по силе воображения, по всеобъемлющей производительности, наконец, и по духу и цели своих стремлений, когда они не преклонялись перед сторонними влияниями, едва ли кто-либо из предшественников у нас Сперанского более его соединял в себе качества истинно государственного человека’'1. Государственно-правовые взгляды Сперанского нашли свое выражение в целом ряде разработанных им проектов государственного переустройства России. По нашему мнению, особое значение имеют документы, записи, наброски раннего периода, так как в них видна самобытность российского мыслителя; самостоятельность его мышления, поскольку эти записи делались им для себя лично, то они могут послужить некоторым критерием при оценке работ более позднего времени. Как и многие его современники, в том числе и в окружении Александра I, он осознавал, что в России уже созрели объективные условия для коренных изменений всех основ общества. Он пишет; "„.итак, время есть первое начало и источник политических обновлений. Никакое правительство, с духом времени несообразное, против всемощного его действия устоять не может..."2. Отсюда он делает вывод; "Можно, кажется, с достоверностью заключить, что настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить ее и основать новый вещей порядок"3. Корф М. А. Жизнь графа Сперанского: В 2 т. СПб., 1861. Т. 2. С. 371. 2Сперанский М М. Проекты и записки. М .-П . 1961. С. 4. 3Сперанский М.М. Указ. соч. С.164. |
22 Радищев и Сперанский — вот родоначальники русской философии. Хотя они и оперируют материалом, заимствованным с Запада, но в них видна и оригинальная мысль, характеризующая различные стороны русского духа».2 Имеется обширная дореволюционная литература о Сперанском, из которой, прежде всего, следует назвать фундаментальную монографию видного историка, библиографа барона М. А. Корфа, работавшего вместе с М.М. Сперанским. После выхода в свет эта книга привлекла внимание критиков и читателей и вызвала разнообразные отклики на страницах периодической печати. Интересными являются: исследование И. В. Катетова о религиозных взглядах Сперанского, труд А. Н. Пыпина, в .котором содержится анализ воззрений мыслителя, работа М. В. Довнар-Запольского о политических идеалах русского реформатора и др.3 Тогда же был издан ряд брошюр и статей, приуроченных к юбилейным датам мыслителя, в которых предпринималась попытка дать общую характеристику творческого пути М.М.Сперанского и оценивались его начинания в разных сферах российского общества. Оценки эти иногда определялись политическими убеждениями авторов, но при этом, как правило, не ставилась под сомнение плодотворная научная и общественно политическая деятельность Сперанского, признавалась ее значимость для Российского государства, отмечалась универсальность научных интересов мыслителя. «Позволительно, без всякого преувеличения, утверждать, — писал М. А. Корф, — что по таланту, по массе глубоких и многосторонних знаний, ученых и, что называется, деловых, по силе воображения, по всеобъемлющей производительности, наконец, и по духу и цели своих стремлений, когда они не преклонялись перед сторонними влияниями, едва ли кто-либо из предшественников у нас Сперанского более его соединял в себе качества истинно государственного человека».4 Он же отмечал значительность усилий Сперанского в работе над 2 Введенский А И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шлет Г. Г. Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутана. Свердловск, 1991. С. 105. 3 Довнар-Запольский М. В. Политические идеалы М. М. Сперанского. М., 1905. Катетов И. В. Граф М. М. Сперанский как религиозный мыслитель Казань, 1889; Пыпин А. Н. Исторический очерк общественного движения при Александре I. СПб., 1871. 4 Корф М. А. Жизнь графа М.М. Сперанского: В 2 т. Т. 2 СПб., 1861 С. 371. |