либерализм” Александровской эпохи и “оппозицию его величества” (М.А.Давыдов). В него входили представители высшей государственной бюрократии, университетской профессуры, а также военной интеллигенции — А. П.Ермолов, А.А.Закревский, П.Д. Киселев, Д. В.Давыдов и др. Следует признать, что не будь этой невидимой и даже засекреченной императором работы, подспудно готовящей коренные преобразования в обществе (впрочем, как и деятельности “оппозиции снизу” — выступлений крестьян против крепостного права) не состоялась бы и “великая реформа” 1861 г., серьезно продвинувшая процесс создания правового государства в России1. Концепция “истинной” монархии Сперанского является прообразом, идеей правового государства с принципом разделения властей, элементами демократии и конституционализма, но с одной принципиальной оговоркой: она создавалась для конкретных российских условий неограниченного самодержавия и сословного общества. Сперанский утвердительно отвечал на главный вопрос о возможности синтеза абсолютизма и гражданского общества, принципа личного единовластия и правового, законодательного регулирования социальных отношений, совмещения сословно-иерархического строя и свободной личности в рамках единого государственного целого как основы специфической буржуазной социально-экономической системы. В этой связи политикоправовая доктрина Сперанского может быть определена как самодержавный либерализм, гибко и искусно сочетающий характерные особенности политического менталитета эпохи феодализма и специфические черты правовой культуры периода буржуазной модернизации. Важнейшая для либеральной правовой идеологии проблема развития личности ; Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989; Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988. 244 |
56 разрешающий купцам, мещанам и казенным крестьянам приобретать ненаселенные земли. К либеральной интеллигенции этой поры принадлежали также П. А. Вяземский, М. С. Воронцов, А.П. Куницын, Н. С. Мордвинов, Н. И. Тургенев и М. А. Балугьянский. Последний был крупнейшим ученым-юристом, ближайшим помощником Сперанского и ректором Петербургского университета. Идеи конституционной монархии воплотились, в частности, в «Уставной грамоте», разрабатываемой Н. Н. Новосильцевым и П. А. Вяземским. Над проектами освобождения крестьян работали М. А. Балугьянский. В. Н. Каразин и Н. И. Тургенев. Из этого можно сделать вывод о существовании достаточно широкого круга дворянской интеллигенции, образовавшего «правительственный либерализм» Александровской эпохи и «оппозицию его величества» (М. А. Давыдов). В него входили представители высшей государственной бюрократии, университетской профессуры, а также военной интеллигенции — А. П. Ермолов, А. А. Закревский, П. Д. Киселев, Д. В. Давыдов и др. Следует признать, что не будь этой невидимой и даже засекреченной императором работы, подспудно готовящей коренные преобразования в обществе, также как и «оппозиции снизу» — выступлений крестьян против крепостного права, не состоялась бы и «великая реформа» 1861 г., серьезно продвинувшая процесс создания правового государства в России.55 Концепция «истинной» монархии Сперанского является первым самым значительным и всеобъемлющим планом реформы политической жизни России, проектом правового государства с тгоитщпом разделения властей, элементами демократии и конституционализма, созданным для российских условий неограниченного самодержавия и сословного общества. Он утвердительно отвечал на главный вопрос о возможности синтеза абсолютизма и гражданского общества, принципа единовластия и правовою, 5 5 Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М , 1989; Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике на рубеже XVIII и ХГХ вв. Л., 1988. 57 К а н т И. С о ч . Т. 4 , ч . П. С. 80. законодательного регулирования социальных отношений, совмещения сословно-иерархического строя и свободной личности в рамках единого государственного целого как основы специфической буржуазной социальноэкономической системы. В этой связи политическая философия Сперанского может быть определена как самодержавный либерализм, гибко и искусно сочетающий характерные особенности политического менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры периода буржуазной модернизации. Важнейшая для либеральной философии проблема развития личности и общественного самоуправления Сперанским решалась как проблема активизации личной самодеятельности под началом верховной власти, а создание правового государства мыслилось как следствие формирования нравственного и просвещенного сознания народа. Правовым виделось государство, построенное на принципе уважения всех членов общества к закону и его субъекту-самодержцу. «Истинная монархия» отчасти похожа на «отечественное» государство Канта, в котором «каждый (не исключая и главу государства) рассматривает общность как материнское лоно и страну свою как родную почву, на которой и из которой он сам вырос и которую как драгоценный залог должен оставить после себя для того лишь, чтобы охранять права общности посредством законов совместной воли, а вовсе не считает себя правомочным подчинять ее своему безграничному произволу».56 При этом Кант подчеркивал, что в «отечественном правлении» все находятся под законом, за исключением монарха — главы государства, ибо если он будет принуждаем по закону, то не сможет оставаться главой государства В правовом государстве монарх сам является источником права и закона. Идеал «отечественного правления» Канта — должное состояние общества, истинность которого определяется его нормативной природой, несмотря и даже вопреки социальной реальности. В концепции Канта выразился в целом |