Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 246]

венно преображается, постепенно приближаясь к абсолютному идеалу — "истинной" монархии.
Постепенность соответствует иерархическому строю бытия, обусловливающему различие абсолютного идеала
“истинной" монархии и идеала разумного — ‘'срединного”, по классификации Сперанского, бытия, как переходного от “хаотического, разорванного" бытия к бытию совершенному.
“Истинная" монархия — это цель, средство и путь, которыми общество может преобразиться.
Данный идеал опосредуется социально-политической реальностью, конкретными культурно-психологическими и историческими условиями российского общества, доступен разумному познанию, а следовательно, и взвешенному выбору средств его осуществления.
Реформатор предложил Александру I
сразу два социальных проекта для России.
Первый — для "срединного” общества, в котором
“судная" и законодательные власти еще во многом зависят от власти исполнительной, а народовластие в значительной степени формально.
Это
общество, по Сперанскому, предназначено для народов своевольных и анархических, и там есть только '‘вид" закона, но не сам закон.
Для народов же с “добрым смыслом, простым и твердым разумом" возможен идеал “истинной" монархии.
В нем законодательное сословие устроено так,
“чтобы оно не могло совершить своих положений без державной власти, но, чтобы мнение его было свободно и выражало мнение народное ...
Власть исполнительная была бы поставлена в ответственность от власти
законодательной"1.
Все постановления, на основании которых управляется "истинная монархия",
исходят из сформулированного Кантом начала: “Не делай другому того, чего не желаешь себе”.
Сперанский полагал, что русские как северный народ больше подходят для “истинного правления", но переход к нему сопряжен для них с рис1 Сперанский М.М.
План государственного преобразования
(Введение к Уложению государственных законов).
М., 1905.
С.
34.
246
[стр. 58]

58 нормативный дух западноевропейского либерализма, основанного на рационалистической философии Нового времени.
Для Сперанского — мыслителя религиозного — не могло быть столь однозначного противопоставления идеала и реальности.
По его мнению, они взаимопроникают, и реальность в соответствии с принципами христианской политики неуклонно духовно и нравственно преображаются, постепенно приближаясь к абсолютному идеалу — «истинной» монархии.
Постепенность соответствует иерархическому строю бытия, обусловливающему различие абсолютного идеала
«истинной» монархии и идеала разумного — «срединного», по классификации Сперанского, бытия, как переходного от хаотического, «разорванного» состояния общества к бытию совершенному.
«Истинная» монархия — это цель и средство социального преображения.
Данный идеал опосредован социальнополитической реальностью, конкретными культурно-психологическими и историческими условиями российского общества, ментальностью россиянина и доступен познанию, а, следовательно, и взвешенному выбору средств его осуществления.
Реформатор предложил Александру I
два социальных проекта.
Первый — для «срединного» общества, в котором
«судная» и законодательные власти еще во многом зависят от власти исполнительной, а народовластие в значительной степени формально.
Этот
проект, по Сперанскому, предназначен для народов своевольных и анархических, и там есть только «вид» закона, но не сам закон.
Для народов же с «добрым смыслом, простым и твердым разумом» возможен идеал «истинной» монархии.
В нем законодательное сословие устроено так,
«чтобы оно не могло совершить своих положений без державной власти, но, чтобы мнение его было свободно и выражало мнение народное...
Власть исполнительная была бы поставлена в ответственность от власти
законодательной».57 Все постановления, на основании которых управляется «истинная монархия», у ' План государственного преобразования графа М.
М.
Сперанского (Введение к У л о ж е н и ю государственных законов 1809 г.
М., 1905.
С.
34.

[Back]