страхом, но и любовью, содействует «сохранению личности, собственности и чести». В таком государстве не только гарантирован людям минимум средств существования, но и предоставлена им возможность повышения своего жизненного уровня за счет более производительного и свободного труда. Сперанский взывал к мудрости правительства, которая, по его мнению, состоит в том, «чтобы не ожидать и подчиняться событиям, но в том, чтобы управлять ими, уметь отнять у случая то, что этот случай может принести вредного». Именно в этом, по его мнению, был залог предотвращения пугачевщины и начало эволюционного развития общества. В этой связи реформатор, пожалуй, впервые в русской политической мысли высказал догадку о том, что “в общем счете времени успехи в России идут несравненно быстрее, нежели шли они в те же эпохи в других государствах”1. Концепция истинной монархии не была плодом кабинетных размышлений Сперанского или следствием некритического заимствования им чужеземных идей, а явилась результатом глубоких раздумий над решением сложных социально-экономических проблем, стоящих перед страной. Философия права раннего русского либерализма является феноменом «опережающего» мышления, которое в духовно-практической деятельности с необходимостью преодолевает рамки, отведенные ему временем. Но в этом и проявляется любое социально-творческое мышление, которое целеустремленно и настойчиво стремится эволюционными, мирными средствами разрешить назревшие социальные проблемы. В своем теоретическом развитии русский либерализм начала XIX в. ориентировался на принципы национальной политики и правовой культуры, желая соединить их с общеевропейскими ценностями, и поэтому в истинном смысле слова был патриотичен. “Проекты Сперанско248 1Там же. С. 51. |
64 Общесословное право означало для него равенство всех сословии перед государственными законами, и общероссийское право нуждалось в едином в своих организационных принципах суде как средстве контроля законодательной деятельности. Необходима была, по его мнению, и кодификация законов, которая предусматривалась распоряжением Екатерины 11, но так и не была завершена. Сперанский развивал философию буржуазного правового государства, совместимую с феодально-патриархальным обществом, каковым была тогдашняя Россия. В государстве личные «вещественные» и гражданские свободы оказывались не столько целью, сколько средством создания правового общегосударственного единства и укрепления самодержавия и его экономики. Только во второй половине XIX в. в русском либерализме ценности свободы и права личности из средства превратятся в цель государственной жизни. Сперанский, так же как и Карамзин, думал, что люди определяют характер политических отношений в обществе, но полагал, что изменения в политической системе нужны, так как они создают обстоятельства, расковывающие инициативу людей. «Какое впрочем, противоречие: желать наук, коммерции и промышленности и не допускать самые естественные их последствия, желать, чтобы разум был свободен, а воля в цепях, чтобы страсти двигались и переменялись, а предмет их желания свободы оставались бы в одном положении».66 Человек вначале должен получить «некоторое бытие, участие свободы, которое одно дает жизнь и движение разуму и воле».67 Симпатии Сперанского на стороне идеала «отечественного» государства, в котором верховная власть, управляя не только страхом, но и любовью, содействует «сохранению личности, собственности и чести». В нем не только гарантирован людям минимум средств существования, но и предоставлена им возможность повышения своего жизненного уровня за счет более производительного и свободного труда. Сперанский взывал к мудрости 6 6 План государственного преобразования графа М.М.Сперанского. С. 9. 6 1 Сперанский М. М. Проекты и записки. М., Л , 1961. С. 45. 65 4 8 Там же. С 51. 6 9 Пылив А. Н. Исторический очерк общественного движения при Александре I. СПб., 1871. С. 351. правительства, которая, по его мнению, состоит в том, «чтобы не ожидать и подчиняться событиям, но в том, чтобы управлять ими, уметь отнять у случая то, что этот случай может принести вредного». Именно в этом, по его мнению, был залог предотвращения пугачевщины и начало эволюционного развития общества. В этой связи реформатор, возможно, впервые в русской социальной философии высказал мысль о том, что «в общем счете времени успехи в России идут несравненно быстрее, нежели шли они в те же эпохи в других государствах».68 Концепция истинной монархии не была плодом кабинетных размышлений Сперанского или следствием некритического заимствования им чужеземных идей, а явилась результатом глубоких раздумий над решением сложных социально-экономических проблем, стоящих перед страной. Философия права раннего русского либерализма является феноменом «опережающего» мышления, которое в духовно-практической деятельности с необходимостью раздвигает узкие рамки, отведенные ему эпохой. Но в этом проявляется любое социально-творческое мышление, которое настойчиво стремится мирными средствами разрешить назревшие социальные проблемы. В своем теоретическом развитии русский либерализм начала ХГХ в. ориентирован на обоснование и реализацию принципов государственной политики с учетом достижений европейской культуры. А, 11. Пыпин писал: «Наше тогдашнее движение, восприняв некоторые понятия европейского политического либерализма, не имело никаких близких связей с западными тайными обществами и не было также одним подражанием или одним теоретическим увлечением, напротив, оно тотчас обратилось к русской жизни, искало в ней практические почву и применения и для последних находило множество оснований».69 Исторический смысл либерального движения в России, по его мнению, заключался в том, что, несмотря на разные увлечения и крайности, оно -это движение сразу же |