Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 249]

го, радикальные для его времени в идейном отношении, были достаточно умеренными с точки зрения методов исполнения”1.
Сперанский считал, что верховная власть в государстве устанавливалась для защиты правды, содействия совести, и законодательная деятельность правительства должна исходить из воли народа, учитывать общественное мнение и пользу граждан, так как целью государства является
достижение счастья своих подданных.
Верховная власть состоит из законодательной, административной и судебной силы, и вся совокупность законов призвана обеспечить правовое единообразие на территории империи и саморегулирование общественной жизни.
Предел самодержавной, неограниченной власти монарха ставился государственным договором и нравственным обязательством императора, священным и непременным по исполнению существующих законов.
Этическое и отчасти политическое и юридическое ограничение самодержавия законодательно обеспечивало и устраивало политическое бытие народа, ибо государь был верховным источником законов и их хранителем.

Идеи демократического либерализма получили свое развитие в первой половине XIX века и в трудах А.П.
Куницына, которого с полным основанием можно назвать российским пионером в области права и политики, ученым-энциклопедистом2.
Его основная работа "Право естественное" имела важнейшее значение для становления науки о праве и политике в России3.
249 1 Коваленко В.И.
Сперанский Михаил Михайлович // Русская философия.
М., 1995.
С.478.
2 Куницин А.П.
Право естественное.
СПб., 1818-1820; Энциклопедия права // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов.
М., 1951.
Т.1.
С.591-654.
3Куницин А.И.
Право естественное // Русские просветители.
Т.
2.
М., 1966.
[стр. 72]

72 просвещения власти.
«Сколько бедствий, сколько крови можно было бы избежать, — писал он, — если бы правители держав, точнее наблюдая природу и движение общественного духа, сообразовывались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народа».79 Согласно Сперанскому, суд совести и правды составляет естественный и всеобщий закон в общении человека с собой, другими людьми и Богом, а нравственный порядок образует основу порядка государственного.
Этическое начало проходило сквозной линией через всю политическую концепцию мыслителя и было связано с его религиозными убеждениями.
Христианская антропология, идея христианизации общественной жизни повлияли на представления Сперанского о целях и средствах политического преобразования.
Основой нравственного порядка, по его мнению, являлась правда, опирающаяся на две силы: внутреннюю — религиозную и внешнюю — общежития, выраженную в законе, а нравственные силы состояли из сил воли и совести.
Нравственный закон разделялся на внутренний — совести и чести и внешний — верховной власти.
Три формы общежития: семейство, род и государство возникли постепенным «расширением», имея своей основой четыре главных «установления» — состояния лиц, имущественную собственность, верховную власть и нравственный порядок.
В государстве, полагал Сперанский, «власть родительская преобразуется во власть верховную, повиновение обращается в подданство»,80 что приводит к появлению в общежитии гражданских и государственных прав и обязанностей и установлению законодательной охраны порядка и справедливости.
Сперанский считал, что верховная власть в государстве устанавливалась для защиты правды, содействия совести, и законодательная деятельность правительства должна исходить из воли народа, учитывать общественное мнение и пользу граждан, так как целью государства является
7 9 План государственного преобразования графа М.М.Сперанского.
М., 1905.
С.
46.
*' Сперанский М.
М.
Руководство к познанию законов СПб., 1845.
С.
46.


[стр.,73]

13 достижение счастья своих подданных.
Верховная власть состоит из законодательной, административной и судебной сил, и вся совокупность законов призвана обеспечить правовое единообразие на территории империи и саморегулирование общественной жизни.
Предел самодержавной, неограниченной власти монарха ставился государственным договором и нравственным обязательством императора, священным и непременным по исполнению существующих законов.
Этическое и отчасти политическое и юридическое ограничение самодержавия законодательно обеспечивало и устраивало политическое бытие народа, ибо государь был верховным источником законов и их хранителем.

Политическим идеалом философа выступала дворянско-буржуазиая монархия, сочетающая сильную единую власть и законодательство, закрепленные права и свободы граждан, гарантирующие их равенство перед законом.
«Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непеременяемом законе».81 Он ратовал за создание такого государства, в котором бы на первом месте стоял принцип верховенства закона, то есть, подчинения закону любой власти.
Конституционализм Сперанского являлся качественно новым этапом в развитии «конституционных попыток», предпринятых в России в XVIII в., поскольку базировался на глубоком понимании объективных предпосылок конституционного процесса: условий жизни людей, их культуры и состояния общественного сознания.
Реформатор полагал, что перемены в обществе должны учитывать свойства человеческой души, и общественная свобода находит в личности духовную опору.
Политическое преображение должно соответствовать гражданскому образованию народа и его характеру.
Игнорирование этих обстоятельств могло привести к самовластию — деспотизму, а неразумие и поспешность в революционных преобразованиях были чреваты бедствиями для народа и губительны для инициаторов непродуманных реформ.
«Разрушив прежний порядок вещей, хотя и s l План государственного преобразования графа М.М.Сперанского.
С 16.

[Back]