Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 251]

средство довести все классы государства до высочайшей степени благоденствия”1, — писал он.
Мыслитель являлся противником любой формы деспотизма в обществе, в том числе и большинства над меньшинством граждан.
Давая свое определение гражданского общества как
общества равноправных людей, он подчеркивал, что ив равном обществе ни равенство, ни большинство голосов не определяют, что должно быть предпринято всеми для цели общества; иначе большая часть членов имела бы верховную власть над меньшею, что противно понятию равного общества"2.
Принципиальным выводом из концепции договорной государственности являлось утверждение Куницына о возможности расторжения договора между подданными и монархом, в случае невыполнения им своих обязанностей по обеспечению достойной жизни и безопасности своих граждан.
Если мыслители, взгляды которых были рассмотрены выше, анализировали имеющиеся предпосылки для преобразования основ государственности и намечали основные цели и тенденции в его изменении, то Куницин как бы подводит теоретическую базу под подобные рассуждения, показывая закономерности генезиса государства, давая классификацию формам правления и наукам, изучающим государство и его отдельные элементы.
По сути, это учебное пособие универсального характера, настольная книга гражданина, желающего перемен в своем отечестве, которая помогает соотнести сущее с должным и задуматься 0 возможности преобразования первого во второе.
Радикальный вариант российского либерализма был представлен в концепции П.И.
Пестеля.
Подобно Сперанскому и Куницынцу П.И.Пестель исходил из договорной теории государства.
По его мнению, целью 1Там же.
С.
647.
2 Там же.
С.
586-596.
251
[стр. 79]

7<; Там же.
С.
5%.
Куницыи А.П.
Оюнствтуции.
//Вече.
1995.
Вып.
2.
С.47.
противником любой формы деспотизма, в том числе и подавления большинством граждан меньшинства общества.
Давая свое определение гражданского общества как
объединения равноправных людей, он подчеркивал, что «в равном обществе ни равенство, ни большинство голосов не определяют, что должно быть предпринято всеми для цели общества; иначе большая часть членов имела бы верховную власть над меньшею, что противно понятию равного общества»89 .
Принципиальным выводом из концепции договорного общества являлось утверждение Куницына о возможности расторжения договора между подданными и монархом, в случае невыполнения им своих обязанностей по обеспечению достойной жизни и безопасности своих граждан.
Согласно Куницыну, общество, в котором «законы справедливы и никакая сила не может притеснять человека ненаказанно», должно устанавливаться Верховной властью.
Государство, «сочетая волю Верховной власти с волей общею, совокупляет их неразрывными узами».
Прогрессивные идеи А.П.Куницына вызвали недовольство правящих кругов и в 1821 г.
он был отстранен от преподавания.
Начались гонения и на других преподавателей Петербургского университета.
Эти события ознаменовали завершение либерального периода правления Александра 1.
Воззрения А.П.Куницына близки к конституционализму умеренною декабризма Н.М.Муравьева.

[Back]