Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 272]

Концепция истории государственности Чичерина находилась в единстве с философией права: исторически понимаемое право и правовое измерение истории создавали особое мировоззренческое пространство консервативного либерализма.
В личности, подчиняющейся нравственно-разумному закону, виделась основа
политико-правовой философии.
“Истинная правда состоит в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы”1.
Чичерин показывал противоречивость духовной природы человека, определяемого в своих действиях не только добром, но и злом, и полагал, что философия права исходит из этой
особенности человека, ибо нравственный закон и состоит в свободном нравственном самоопределении.
Изначальная метафизическая свобода человека
существовала как свобода внутренняя и внешняя.
Первая
проявлялась в нравственном самоопределении личности и ее нравственной свободе, коренящейся в религиозных убеждениях, ее критерием являлось субъективное ощущение человеком своей независимости от чужой воли, внешних побуждений, частных целей и желаний.
Суверенная и внутренне свободная личность, по мнению Чичерина, руководствуется в своих действиях абсолютным разумом и обладает волей, необходимой для
утверждения ее социальных прав.
Внутренняя свобода определяет внешнюю, которая состоит в праве и характеризуется взаимоотношением человека и государства.
“Истинная человеческая свобода не есть свобода животного, находящегося на воле, а свобода гражданина, подчиняющегося закону"2, — писал Чичерин.
Сердцевиной политической философии ученого была концепция государственности и государства как всенародного, надсословного политического органа, осуществляющего единство «власти, территории и свободы» на основе закона и справедливости.
Как представитель государ1Чичерин Б.
Н.
Философия права.
М., 1900.
С.
100.

2Там же.
С.
106.
272
[стр. 138]

138 § 2.
Философия права Б.Н.Чичерина.
Метафизика свободы Чичерина находилась в единстве с философией права.
«Мы ведь могли бы, следуя школьным образцам, писал П.И.Новгородцев, насчитать две три дюжины русских научных работ в области этики и философии права, в которых выразился национальный дух русского народа.
Среди них такие труды, как «Философия права» Чичерина и «Оправдание добра» Владимира Соловьева труды, которые украсили бы научную литературу любой страны».6! В этой работе Чичерин подвел некоторые важные итоги своим многолетним теоретическим исследованиям, синтезируя методологические обобщения фундаментальных философских работ с рядом принципиальных положений корпуса политико правовых трудов.
По глубине научного анализа, охвату историко научных проблем, логике рассмотрения метафизических вопросов государственно-правовой науки «Философия права» несомненно, входит в классику русской и европейской философско правовой науки.
Чичеринские работы по философии права, творчески развивая европейскую философско правовую науку, в то же время продолжали традиции философии права М.М.Сперанского.
В борьбе с позитивизмом и мистикой Чичерин ставил своей целью выявить обусловленные рационально —ценностными истоками человеческой культуры метафизические основания права, являясь в этом «поборником 62 п правды в праве».
В личности, подчиняющейся нравственно-разумному закону, виделась основа
правовой философии.
«Истинная правда состоит в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы»,63 писал он.
Оригинальное сочетание диалектического метода и метафизической конструкции позволило Чичерину выявить объективные закономерности развития права и при этом раскрыть индивидуально -личностные и нравственные стороны человеческого бытия.
Чичерин писал в этой связи: 6 1 Новгородцев П.И.
О своеобразных элементах русской философии права// Соч.
М„ 1995.
С.
370.
м Трубецкой Е.Н.
Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве // Вестник права, 1904.
№ 3.
6 3 Чичерин Б.
Н.
Философия права.
М., 1900.
С.
100.


[стр.,146]

146 " Чичерин Б.Н.
Философия права.
С.4У.
источник свободы двойственен: с одной стороны он в самодеятельности человека и его свободной воле, а с другой в идее Абсолюта.
В приложении к практической области —это дает двоякое определение свободы: отрицательное и положительное: первое есть независимость, а второе, по Чичерину, самоопределение.
Сознание свободы может возникнуть только тогда, когда человек сознает возможность делать иное и имеет свободу выбора.
Однако, согласно Чичерину, одной абстрактной идеи свободы недостаточно для бытия в ситуации свободы.
Необходимо воздействие на внешний мир и следует от Абсолютного перейти к относительному.
Здесь и заключена предпосылка для произвола человека, появляются объективные условия для распространения зла и нарушения закона, исходящего от Абсолютного.
«Человек может следовать закону, но он может от него и отрешаться.
Как отвлеченно общее определение, противоположное частным, закон сам есть известного рода частное определение, которое поэтому не связывает человека.
Выбор между двумя путями составляет неотъемлемую принадлежность свободы.
Отсюда понятие вины и ответственности».77 Чичерин показывал противоречивость духовной природы человека, определяемого в своих действиях не только добром, но и злом, и полагал, что философия права исходит из этой неустранимой и необходимой особенности человека, ибо нравственный закон и состоит в свободном нравственном самоопределении.
Человек сознает то, что считает добром, и что указывается ему присущими ему высшими началами, но по ограниченности своей природы делает противное.
Изначальная метафизическая свобода человека
существует как свобода внутренняя и внешняя.
Первая
проявляется в нравственном самоопределении личности и нравственной свободе, коренящейся в религиозных убеждениях.
Ее критерием
является субъективное ощущение человеком своей независимости от чужой воли, внешних побуждений, частных целей и желаний.
Суверенная и внутренне свободная личность, по мнению Чичерина, руководствуется в своих действиях абсолютным разумом и обладает волей, необходимой для


[стр.,153]

153 « признании лица самостоятельной целью и свободным деятелей во внешнем мире».
Внутренняя свобода определяет внешнюю свободу, которая состоит в праве и характеризуется взаимоотношением человека и государства.
«Истинная человеческая свобода не есть свобода животного, находящегося на воле, а свобода гражданина, подчиняющегося закону», — писал Чичерин.
Важное место в философии права ученого занимала концепция государства как надсословного политического органа, осуществляющего единство «власти, территории и свободы» на основе закона и справедливости — высшего этапа социальной эволюции, созидательной силы истории и необходимой организующей формы общественных отношений.
Духовные предпосылки государства, по мнению Чичерина, существовали уже в семье, в которой имелись зачатки властных отношений, позднее проявившиеся в государстве семья первичная основа государства, строящаяся на общности интересов, целей и чувстве взаимной любви.
Историческая эволюция семьи разделила ее на церковь и гражданское общество.
В церкви — носительнице нравственного закона человек посредством разума соединяется с абсолютным началом.
Вместе с гражданским обществом возникла сфера проявления личных инициатив, в которой люди юридически равноправны и обладают равенством возможностей.
Здесь на первый план выходят частноправовые интересы и индивидуальная воля частного собственника, ставшая главной пружиной социального прогресса.
Существование гражданского общества, в котором гарантировано равенство людей перед законом, создаст условия для предпринимательства, увеличивает степень социальной свободы и позволяет решить кардинальную проблему либерализма — расширения общественной самодеятельности и умножения числа фаждан, обладающих экономической и политической самостоятельностью Принципом жизни гражданского общества являются договорные отношения между людьми, предполагающие невмешательство государства в их частную жизнь, пока она не представляет 8 7 Чичерин Б.Н.
Философия права.
С.
106.

[Back]