Концепция истории государственности Чичерина находилась в единстве с философией права: исторически понимаемое право и правовое измерение истории создавали особое мировоззренческое пространство консервативного либерализма. В личности, подчиняющейся нравственно-разумному закону, виделась основа политико-правовой философии. “Истинная правда состоит в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы”1. Чичерин показывал противоречивость духовной природы человека, определяемого в своих действиях не только добром, но и злом, и полагал, что философия права исходит из этой особенности человека, ибо нравственный закон и состоит в свободном нравственном самоопределении. Изначальная метафизическая свобода человека существовала как свобода внутренняя и внешняя. Первая проявлялась в нравственном самоопределении личности и ее нравственной свободе, коренящейся в религиозных убеждениях, ее критерием являлось субъективное ощущение человеком своей независимости от чужой воли, внешних побуждений, частных целей и желаний. Суверенная и внутренне свободная личность, по мнению Чичерина, руководствуется в своих действиях абсолютным разумом и обладает волей, необходимой для утверждения ее социальных прав. Внутренняя свобода определяет внешнюю, которая состоит в праве и характеризуется взаимоотношением человека и государства. “Истинная человеческая свобода не есть свобода животного, находящегося на воле, а свобода гражданина, подчиняющегося закону"2, — писал Чичерин. Сердцевиной политической философии ученого была концепция государственности и государства как всенародного, надсословного политического органа, осуществляющего единство «власти, территории и свободы» на основе закона и справедливости. Как представитель государ1Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900. С. 100. 2Там же. С. 106. 272 |
138 § 2. Философия права Б.Н.Чичерина. Метафизика свободы Чичерина находилась в единстве с философией права. «Мы ведь могли бы, следуя школьным образцам, писал П.И.Новгородцев, насчитать две три дюжины русских научных работ в области этики и философии права, в которых выразился национальный дух русского народа. Среди них такие труды, как «Философия права» Чичерина и «Оправдание добра» Владимира Соловьева труды, которые украсили бы научную литературу любой страны».6! В этой работе Чичерин подвел некоторые важные итоги своим многолетним теоретическим исследованиям, синтезируя методологические обобщения фундаментальных философских работ с рядом принципиальных положений корпуса политико правовых трудов. По глубине научного анализа, охвату историко научных проблем, логике рассмотрения метафизических вопросов государственно-правовой науки «Философия права» несомненно, входит в классику русской и европейской философско правовой науки. Чичеринские работы по философии права, творчески развивая европейскую философско правовую науку, в то же время продолжали традиции философии права М.М.Сперанского. В борьбе с позитивизмом и мистикой Чичерин ставил своей целью выявить обусловленные рационально —ценностными истоками человеческой культуры метафизические основания права, являясь в этом «поборником 62 п правды в праве». В личности, подчиняющейся нравственно-разумному закону, виделась основа правовой философии. «Истинная правда состоит в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы»,63 писал он. Оригинальное сочетание диалектического метода и метафизической конструкции позволило Чичерину выявить объективные закономерности развития права и при этом раскрыть индивидуально -личностные и нравственные стороны человеческого бытия. Чичерин писал в этой связи: 6 1 Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права// Соч. М„ 1995. С. 370. м Трубецкой Е.Н. Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве // Вестник права, 1904. № 3. 6 3 Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900. С. 100. 146 " Чичерин Б.Н. Философия права. С.4У. источник свободы двойственен: с одной стороны он в самодеятельности человека и его свободной воле, а с другой в идее Абсолюта. В приложении к практической области —это дает двоякое определение свободы: отрицательное и положительное: первое есть независимость, а второе, по Чичерину, самоопределение. Сознание свободы может возникнуть только тогда, когда человек сознает возможность делать иное и имеет свободу выбора. Однако, согласно Чичерину, одной абстрактной идеи свободы недостаточно для бытия в ситуации свободы. Необходимо воздействие на внешний мир и следует от Абсолютного перейти к относительному. Здесь и заключена предпосылка для произвола человека, появляются объективные условия для распространения зла и нарушения закона, исходящего от Абсолютного. «Человек может следовать закону, но он может от него и отрешаться. Как отвлеченно общее определение, противоположное частным, закон сам есть известного рода частное определение, которое поэтому не связывает человека. Выбор между двумя путями составляет неотъемлемую принадлежность свободы. Отсюда понятие вины и ответственности».77 Чичерин показывал противоречивость духовной природы человека, определяемого в своих действиях не только добром, но и злом, и полагал, что философия права исходит из этой неустранимой и необходимой особенности человека, ибо нравственный закон и состоит в свободном нравственном самоопределении. Человек сознает то, что считает добром, и что указывается ему присущими ему высшими началами, но по ограниченности своей природы делает противное. Изначальная метафизическая свобода человека существует как свобода внутренняя и внешняя. Первая проявляется в нравственном самоопределении личности и нравственной свободе, коренящейся в религиозных убеждениях. Ее критерием является субъективное ощущение человеком своей независимости от чужой воли, внешних побуждений, частных целей и желаний. Суверенная и внутренне свободная личность, по мнению Чичерина, руководствуется в своих действиях абсолютным разумом и обладает волей, необходимой для 153 « признании лица самостоятельной целью и свободным деятелей во внешнем мире». Внутренняя свобода определяет внешнюю свободу, которая состоит в праве и характеризуется взаимоотношением человека и государства. «Истинная человеческая свобода не есть свобода животного, находящегося на воле, а свобода гражданина, подчиняющегося закону», — писал Чичерин. Важное место в философии права ученого занимала концепция государства как надсословного политического органа, осуществляющего единство «власти, территории и свободы» на основе закона и справедливости — высшего этапа социальной эволюции, созидательной силы истории и необходимой организующей формы общественных отношений. Духовные предпосылки государства, по мнению Чичерина, существовали уже в семье, в которой имелись зачатки властных отношений, позднее проявившиеся в государстве семья первичная основа государства, строящаяся на общности интересов, целей и чувстве взаимной любви. Историческая эволюция семьи разделила ее на церковь и гражданское общество. В церкви — носительнице нравственного закона человек посредством разума соединяется с абсолютным началом. Вместе с гражданским обществом возникла сфера проявления личных инициатив, в которой люди юридически равноправны и обладают равенством возможностей. Здесь на первый план выходят частноправовые интересы и индивидуальная воля частного собственника, ставшая главной пружиной социального прогресса. Существование гражданского общества, в котором гарантировано равенство людей перед законом, создаст условия для предпринимательства, увеличивает степень социальной свободы и позволяет решить кардинальную проблему либерализма — расширения общественной самодеятельности и умножения числа фаждан, обладающих экономической и политической самостоятельностью Принципом жизни гражданского общества являются договорные отношения между людьми, предполагающие невмешательство государства в их частную жизнь, пока она не представляет 8 7 Чичерин Б.Н. Философия права. С. 106. |