ственной школы русской историографии, к которой принадлежали С. М. Соловьев и К.Д. Кавелин, Чичерин доказывал историческую, социальноэкономическую и духовную закономерность возникновения государства — высшего этапа социальной эволюции, созидательной силы истории и необходимой организующей формы общественных отношений. Духовные предпосылки государства, по мнению Чичерина, существовали уже в семье, в которой имелись зачатки властных отношений, позднее проявившиеся в государстве: семья — первичная основа государства, строящаяся на общности интересов, целей и чувстве взаимной любви. Историческая эволюция семьи разделила ее на церковь и гражданское общество. В церкви — носительнице нравственного закона человек посредством разума соединяется с абсолютным началом. Религиозное чувство, согласно Чичерину, является высшим выражением человеческого духа. Вместе с гражданским обществом возникла сфера проявления личных инициатив, в которой люди юридически равноправны и обладают равенством возможностей. На первый план выходят частноправовые интересы, отношения и индивидуальная воля частного собственника, ставшие главной пружиной социального прогресса. Существование гражданского общества, в котором гарантировано равенство людей перед законом, создает условия для предпринимательства, увеличивает степень социальной свободы и позволяет решить кардинальную проблему либерализма — расширения общественной самодеятельности и умножения числа граждан, обладающих экономической и политической самостоятельностью. Принципом жизни гражданского общества являются договорные отношения между людьми, предполагающие невмешательство государства в их частную жизнь, пока она не представляет опасность для государственности и общества. "Вся экономическая деятельность есть дело частное, а не государственное. В качестве охранителя прав государство призвано только установить об273 |
153 « признании лица самостоятельной целью и свободным деятелей во внешнем мире». Внутренняя свобода определяет внешнюю свободу, которая состоит в праве и характеризуется взаимоотношением человека и государства. «Истинная человеческая свобода не есть свобода животного, находящегося на воле, а свобода гражданина, подчиняющегося закону», — писал Чичерин. Важное место в философии права ученого занимала концепция государства как надсословного политического органа, осуществляющего единство «власти, территории и свободы» на основе закона и справедливости — высшего этапа социальной эволюции, созидательной силы истории и необходимой организующей формы общественных отношений. Духовные предпосылки государства, по мнению Чичерина, существовали уже в семье, в которой имелись зачатки властных отношений, позднее проявившиеся в государстве семья первичная основа государства, строящаяся на общности интересов, целей и чувстве взаимной любви. Историческая эволюция семьи разделила ее на церковь и гражданское общество. В церкви — носительнице нравственного закона человек посредством разума соединяется с абсолютным началом. Вместе с гражданским обществом возникла сфера проявления личных инициатив, в которой люди юридически равноправны и обладают равенством возможностей. Здесь на первый план выходят частноправовые интересы и индивидуальная воля частного собственника, ставшая главной пружиной социального прогресса. Существование гражданского общества, в котором гарантировано равенство людей перед законом, создаст условия для предпринимательства, увеличивает степень социальной свободы и позволяет решить кардинальную проблему либерализма — расширения общественной самодеятельности и умножения числа фаждан, обладающих экономической и политической самостоятельностью Принципом жизни гражданского общества являются договорные отношения между людьми, предполагающие невмешательство государства в их частную жизнь, пока она не представляет 8 7 Чичерин Б.Н. Философия права. С. 106. 154 опасности для государственности и общества. «Вся экономическая деятельность есть дело частное, а не государственное. В качестве охранителя прав государство призвано только установить общие для всех условия их обретения и ограждать от посягательства со стороны других людей».*8 Материальное неравенство людей в гражданском обществе связано с экономической свободой и внутренне сопряжено с присущей этому обществу «правдой производящей». В концепции Чичерина государство оказывалось высшим этапом развития общества, поскольку все духовные начала человека разум, воля, чувства находили свое проявление в государственной жизни. Важнейшими целями государства были устранение зла в обществе, установление безопасности граждан и обеспечение необходимых условий для приобретения людьми благ собственными силами Государственная власть выступала посредником между законом и свободой, и ее конечной целью являлось развитие всех общественных элементов, согласование их действий и гарантия внешнего единства общества. Интегративная, регулирующая и законодательные функции государства должны были обеспечить гражданский мир, порядок и свободу под углом зрения общего блага, осуществить «начала свободы и правды в верховном союзе, который, не поглощая собою личности и, давая ей надлежащий простор, направляег ее к общем}' благу»89 — духовной сущности государственной жизни. Согласно Чичерину, разделение гражданского общества и государства, экономической и политической сфер создает необходимое равновесие в отношениях между личностью и обществом, гражданином и государством, позволяя беспрепятственно развивать промышленность, науку и искусство, представленные свободной человеческой деятельности. «Цель человеческих союзов — благо членов, а не польза хозяина»,90 — отмечал Чичерин. Следуя, развиваемому в метафизике принципу универсализма он доказывал, что в общественном идеале должны быть преодолены 8 6 Чичерин Б. Н. Философия права. С. 30. 8 9 Чичерин Б. Н. Воспоминания. М., 1991. С. 32. 9 0 Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 46. |