Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 275]

тановление безопасности граждан и обеспечение необходимых условий для приобретения людьми благ собственными силами.
Государственная власть выступала посредником между законом и свободой, и ее конечной целью являлось развитие всех общественных элементов, согласование их действий и гарантия внешнего единства общества.
Интегративная, регулирующая и законодательные функции государства должны были обеспечить гражданский мир, порядок и свободу под углом зрения общего блага, осуществить
“начала свободы и правды в верховном союзе, который, не поглощая собою личности и давая ей надлежащий простор, направляет ее к общему благу”1—духовной сущности государственной жизни.
Согласно Чичерину, разделение гражданского общества и государства, экономической и политической сфер создает необходимое равновесие в отношениях между личностью и обществом, гражданином и государством, позволяя беспрепятственно развивать промышленность, науку и искусство, представленные свободной человеческой деятельности.

“Цель человеческих союзов — благо членов, а не польза хозяина”2, — отмечал Чичерин.
Политическим идеалом Чичерин, выступало централизованное государство, призванное
всеми средствами, в том числе и полицейскими, сдерживать противоборствующие стороны и частные силы при господстве “правды распределяющей" и пропорциональном равенстве согласно способностям и заслугам лиц.
В
пределах такой государственности право задает меру, регулирующую взаимные обязанности индивида и государства, тем самым не позволяя проявиться, с одной стороны, анархическому своеволию человека, а с другой — деспотизму государства.
В основании общественного здания лежат права личности, например, право действовать по своему усмотрению, не нарушая при
1Чичерин Б.
Н.
Воспоминания.
М., 1991.
С.
32.
2Чичерин Б.Н.
Несколько современных вопросов.
М., 1862.
С.
46.
[стр. 154]

154 опасности для государственности и общества.
«Вся экономическая деятельность есть дело частное, а не государственное.
В качестве охранителя прав государство призвано только установить общие для всех условия их обретения и ограждать от посягательства со стороны других людей».*8 Материальное неравенство людей в гражданском обществе связано с экономической свободой и внутренне сопряжено с присущей этому обществу «правдой производящей».
В концепции Чичерина государство оказывалось высшим этапом развития общества, поскольку все духовные начала человека разум, воля, чувства находили свое проявление в государственной жизни.
Важнейшими целями государства были устранение зла в обществе, установление безопасности граждан и обеспечение необходимых условий для приобретения людьми благ собственными силами Государственная власть выступала посредником между законом и свободой, и ее конечной целью являлось развитие всех общественных элементов, согласование их действий и гарантия внешнего единства общества.
Интегративная, регулирующая и законодательные функции государства должны были обеспечить гражданский мир, порядок и свободу под углом зрения общего блага, осуществить
«начала свободы и правды в верховном союзе, который, не поглощая собою личности и, давая ей надлежащий простор, направляег ее к общем}' благу»89 — духовной сущности государственной жизни.
Согласно Чичерину, разделение гражданского общества и государства, экономической и политической сфер создает необходимое равновесие в отношениях между личностью и обществом, гражданином и государством, позволяя беспрепятственно развивать промышленность, науку и искусство, представленные свободной человеческой деятельности.

«Цель человеческих союзов — благо членов, а не польза хозяина»,90 — отмечал Чичерин.
Следуя, развиваемому в метафизике принципу универсализма он доказывал, что в общественном идеале должны быть преодолены 8 6 Чичерин Б.
Н.
Философия права.
С.
30.
8 9 Чичерин Б.
Н.
Воспоминания.
М., 1991.
С.
32.
9 0 Чичерин Б.
Н.
Несколько современных вопросов.
М., 1862.
С.
46.


[стр.,155]

155 односторонности развития.
На Западе торжествует демократия, как выражение чистого индивидуализма, которая исходит из признания свободной и духовной человеческой жизни.
Однако в ней господствует односторонность, и поэтому либеральная демократия должна уступить свое место высшим политическим формам, основанном, по мнению Чичерина, «на естественном преобладании классов, занятых умственным трудом над классами, преданными материальной работе.
Свобода не исчезнет, но она должна сочетаться с высшими требованиями общественной жизни».9 'В своих основных чертах социальная концепция Чичерина в значительной мере ориентирована на реализацию в обществе принципа равенства возможностей и борьбу с излишней опекой государства за деятельностью людей в экономической сфере и культурной сферах жизни.
Тем самым философия права Чичерина элитарна в социо культурном значении этого слова.
Чичерин полагал, что чрезмерная опека человека, проявленная со стороны общества, опасна ослаблением жизненных сил личности и грозит благополучию государства.
В данном случае проявилась особенность консервативного либерализма, отличающая его от социального либерализма.
Политическим идеалом Чичерина выступало централизованное государство, призванное
сдерживать противоборствующие стороны и частные силы при господстве «правды распределяющей» и пропорциональном равенстве согласно способностям и заслугам лиц.
В
таком государстве право задает меру, регулирующую взаимные обязанности индивида и государства, тем самым не позволяя проявиться, с одной стороны, анархическому своеволию человека, а с другой — деспотизму государства.
В основании общественного здания лежат права личности, например, право действовать по своему усмотрению, не нарушая при
этом чужих прав, свободного перемещения, свободы труда, мысли, совести и частной собственности, а также принцип неприкосновенности личности фундамент личной свободы.
Все эти права рассматривались Чичериным в единстве с обязанностями человека перед государством и другими людьми.
9 1 Чичерин Б.Н.
Наука и религия.
С.
44У.

[Back]