Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 276]

этом чужих прав, свободного перемещения, свободы труда, мысли, совести и частной собственности, а также принцип неприкосновенности личности — фундамент личной свободы.
Все эти права рассматривались Чичериным в единстве с обязанностями человека перед государством и другими людьми.

Нравственный закон требовал добровольного следования государственным установлениям: "Общественной власти нужно подчиняться не только за страх, но и за
совесть"1.
И если государственное единство не могло быть установлено согласием граждан, тогда власть должна была сам осуществить объединение и упорядочение общественных сил.
общее политическое правило гласило: чем менее единства в обществе, тем сосредоточеннее должна быть власть, и чем больше единства, тем легче она может быть разделена.

Важное место в политической философии Чичерина занимал анализ особенностей формирования русского государства, результатом которого была теория "закрепощения и раскрепощения", ставшая одним из краеугольных камней либерализма.
В соответствии с ней образование государства в России, как и в Западной Европе, шло по пути преодоления с помощью государственной власти анархического своеволия средневекового гражданского общества, поглотившего политический элемент.
Только в XVII в.
завершился процесс создания Московского государства, прекративший смуту и объединивший общество вокруг центральной власти.
Спецификой исторического развития России было преобладание частного права-местничества и отсутствие
городского крепкого сословия, способного объединить землю.
Учитывая
и сложные объективные условия развития: скудость народонаселения, громоздкость территории, земледельческий быт, постоянные набеги враждебных соседей, это обстоятельство затруднило образование государственности “снизу" самодеятельностью общества и сделало неизбежным 276 1Чичерин Б.Н.
Философия права...
С.
231.
[стр. 155]

155 односторонности развития.
На Западе торжествует демократия, как выражение чистого индивидуализма, которая исходит из признания свободной и духовной человеческой жизни.
Однако в ней господствует односторонность, и поэтому либеральная демократия должна уступить свое место высшим политическим формам, основанном, по мнению Чичерина, «на естественном преобладании классов, занятых умственным трудом над классами, преданными материальной работе.
Свобода не исчезнет, но она должна сочетаться с высшими требованиями общественной жизни».9 'В своих основных чертах социальная концепция Чичерина в значительной мере ориентирована на реализацию в обществе принципа равенства возможностей и борьбу с излишней опекой государства за деятельностью людей в экономической сфере и культурной сферах жизни.
Тем самым философия права Чичерина элитарна в социо культурном значении этого слова.
Чичерин полагал, что чрезмерная опека человека, проявленная со стороны общества, опасна ослаблением жизненных сил личности и грозит благополучию государства.
В данном случае проявилась особенность консервативного либерализма, отличающая его от социального либерализма.
Политическим идеалом Чичерина выступало централизованное государство, призванное сдерживать противоборствующие стороны и частные силы при господстве «правды распределяющей» и пропорциональном равенстве согласно способностям и заслугам лиц.
В таком государстве право задает меру, регулирующую взаимные обязанности индивида и государства, тем самым не позволяя проявиться, с одной стороны, анархическому своеволию человека, а с другой — деспотизму государства.
В основании общественного здания лежат права личности, например, право действовать по своему усмотрению, не нарушая при этом чужих прав, свободного перемещения, свободы труда, мысли, совести и частной собственности, а также принцип неприкосновенности личности фундамент личной свободы.
Все эти права рассматривались Чичериным в единстве с обязанностями человека перед государством и другими людьми.

9 1 Чичерин Б.Н.
Наука и религия.
С.
44У.


[стр.,156]

156 Нравственный закон требовал добровольного следования государственным установлениям: «Общественной власти нужно подчиняться не только за страх, но и за совесть».92 И если государственное единство не могло быть установлено согласием граждан, тогда власть должна была сама осуществить объединение и упорядочение общественных сил.
Общее политическое правило гласило: чем менее единства в обществе, тем сосредоточеннее должна быть власть, и чем больше единства, тем легче она может быть разделена.

Согласно Чичерину образование государства в России, как и в Западной Европе, шло по пути преодоления с помощью государственной власти анархического своеволия средневекового гражданского общества, поглотившего политический элемент.
Только в XVII в.
завершился процесс создания Московского государства, прекративший смуту и объединивший общество вокруг центральной власти.
Спецификой исторического развития России было преобладание частного права-местничества и отсутствие
крепкого городского сословия, способного объединить землю.
Учитывая
сложные объективные условия развития: скудость народонаселения, громоздкость территории, земледельческий быт, постоянные набеги враждебных соседей, это обстоятельство затруднило создание государства «снизу» самодеятельностью общества и сделало неизбежным формирование государственности «сверху».
«Верховная власть была исходной точкой общественного порядка, уничтожая привилегии, несовместимые с государственным порядком, что привело к более сильному, нежели в европейских государствах, развитию монархической абсолютистской власти».93 Слабость средних сословий (дворян и буржуазии) обусловила специфику Российского государства, образовавшего с помощью закрепощения целостное общественное устройство.
Дальнейшие перспективы русского общества, по мнению Чичерина, связаны с его раскрепощением, развитием средних классов и общественной 9 2 Чичерин Б.
Н.
Философия права.
С.
231.
Чичерин Б.
Н.
Курс государственной науки.
Ч.
Ш.
М, 1989.
Об этом см.
также: Россия накануне 20-го столетия.
Берлин, 1901.
С.
148.
С.
52.

[Back]