Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 280]

ей справедливости в праве.
Развитие политической свободы возможно только посредством народного представительства.
Чичерин понимал под государством союз, стоящий над другими союзами, но не поглощающий их в себе.
Государство не ставит себе целою частное благо своих членов.
Цель государства не совпадает с целью других союзов.
Существующее отличие состоит в том, что цель его не частная, а общая.
Но так как благо целого зависит от блага частей, то косвенно целью государства становится содействие частному интересу.
При этом, по Чичерину, вмешательство государства в область частных интересов составляет исключение, а не правило.
Общественные союзы должны возвышаться над ним как высший порядок, который не уничтожает, а только дополняет частные отношения, строящиеся на свободе, свобода и закон могут только тогда прийти к необходимому идеальному сочетанию, когда сам политический союз основан на признании свободы лица.
В своих работах другой видный правовед-либерал той эпохи К.Д.Кавелин последовательно отстаивал идею постепенного и вместе с тем решительного реформирования социальных, политических и государственных институтов в России, активизации личной самодеятельности и привлечения всех сословий к созданию будущей «самодержавной республики».
Политическим идеалом ученого была неограниченная монархия, основанная на возможно более широких местных свободах.
Особую роль в этих процессах Кавелин отводил общине, которая, по его мнению, должна была сохранить важную роль в будущем национально-государственном устройстве России.
«Самодержавная республика» или «мужицкое царство» означали один из вариантов союза общин, завершающегося земским собором под председательством «наследственного царя».
В кавелинских «Записках об освобождении крестьян» (1856), «Взгляд на русскую сельскую общину (1859)
и “едва ли не впервые были поставлены и обсуждены в связном виде не только 280
[стр. 178]

178 Солонин Ю.
Н.
Кризис культуры в контексте русского и западноевропейского менталитета // Вести.
С,Петерб.
ун-та.
Сер.
6.
1993.
Выв.
3.
№ 20.
С.
8.
культурной формулы — социально-нравственного идеала.
Предлагаемые Достоевским и Кавелиным идеалы были не реализованными возможностями развития России.
В этот период «культура стала военринимагься как бы условной сферой бытия, каждое из состояний которой вполне возможно и даже может быть сконструировано.
Культурная стабильность оказалась подорванной».12 Различие культурных идеалов Достоевского и Кавелина отражает отличие метода художественного освоения действительности Достоевского, интуитивно постигающего тайну будущего от методологии научного социально-психологического анализа Кавелина, пытавшегося, рационально с опорой на факты создать объективную картину прошлого и будущего.
Не претендующие на объективность пророчества художника не совпали с научными формулами—идеалами ученого.
Но оптимистическая вера в социшгьно-ггоеобразующую роль нравственного идеала, патриотизм мировоззрения и гуманистическая этика сближали двух мыслителей.
В своих философско-правовых работах Кавелин отстаивал идею постепенного и вместе с тем решительного реформирования социальных и политических институтов в России, активизации личной самодеятельности и привлечения всех сословий к созданию будущей «самодержавной республики».
Политическим идеалом ученого была неограниченная монархия, основанная на возможно более широких местных свободах.
Особую роль в этих процессах Кавелин отводил общине, которая, по его мнению, должна была сохранить важную роль в будущем национальногосударственном устройстве России.
«Самодержавная республика» или «мужицкое царство» означали один из вариантов союза общин, завершающегося земским собором под председательством « наследственного царя».
В кавелинских «Записках об освобождении крестьян» (1856), «Взгляд на русскую сельскую общину» (1859) «
едва ли не впервые были поставлены

[Back]