Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 321]

ный характер конституционного строя в России (Е.К.Глушков), отсутствие классической конституционной монархии (А.А.Сенцов); высказывается мнение, что в “России установилась переходная форма правления от абсолютной к дуалистической монархии” (В.В.Лузин).
4) Четвертое направление (представленное В.С.Дякиным, В.В.Леонтовичем) выражает точку зрения, сложившуюся еще в дооктябрьский период в среде русских либеральных государствоведов и конституционалистов.
Так, по мнению В.С.Дякина, Основные законы 1906 г.
“превращали Россию в дуалистическую монархию, в которой за короной сохранялась вся исполнительная и значительная доля законодательной власти”.
5) Пятое направление сформировалось в связи с осознанием специфики российской государственности строя и политического режима русскими историками — эмигрантами.
Его представители (С.С.Ольденбург.
С.ГПушкарев) характеризуют новый строй в качестве Думской монархии, окончательно оформленной после 3 июня 1907 г.
Следовательно, весь спектр воззрений на проблему результатов трансформации российской государственности в начале XX в.
лежит в плоскости обнаружения основ конституционного строя, развитие и совершенствование которых происходит в современной политико-правовой действительности.
Остановимся более подробно на концепциях наиболее крупных российских правоведов, как дотак и послереволюционных.
В числе крупнейших русских правоведов либерального направления на рубеже XIX-XX вв.
можно назвать Е.И.Трубецкого.
Идеалом государственности у Трубецкого являлась демократия, которая в его интерпретации заметно отличалась от ее толкования в западных концепциях руссоистского типа.
Во-первых, он связывал демократию с универсализмом культуры — «формой всеобщности», а также с христианскими
[стр. 241]

241 Трубецкой Е.
H.
Метафизические предположения познания.
Опыт преодоления Канта и кантианства.
М..
1917.
С.
19, 1 5 Трубецкой Е.
Н.
Свобода и бессмертие.
К годовщине смерти кн.
С.Н.Трубецкого.
// Смысл жизни.
С.
294.
же»,74 — писал Трубецкой.
Идея всеобщего единства, целостности бытия и духа стала основой социальной философии Трубецкого, а учение о духовной свободе и бессмертии души — сердцевиной его философии права.
Оригинальным было христианское толкование философом сущности свободы.
Следуя устоявшемуся в немецкой классической философии представлению о свободе в двух ее формах: независимости от чужого произвола и свободе как власти лица над собой и внешним миром вещей, Трубецкой называл «свободным того человека и тот народ, который не зависит от внешнего гнета, не подчиняется неограниченному господству чужой воли, сам располагает своими судьбами и управляет собою»,75 но вносил в данное определение точку зрения христианства на свободу.
Для философа главным во взаимоотношении Бога и твари являются самоопределение человека и его творчество, проявленные в разных сферах светской культуры и приводящие к ее преображению.
Философ считал, что творческий гений человека способен отличить добро от зла и действовать так, чтобы придти к всеединству и полноте Истины.
При этом Трубецкой не был романтиком, не видящим реальности жизни, но считал в соответствии со своей антиномичной концепцией мироустройства, что жизненные трудности укрепляют нравственную связь, пробуждают в людях человечность.
Сквозь страдания к истинной счастливой жизни — таким было для Трубецкого максима личной нравственности.
Социальным идеалом у Трубецкого являлась демократия, которая в его интерпретации заметно отличалась от западных концепций демократии руссоистского типа.
Во-первых, он связывал демократию с универсализмом культуры «формой всеобщности», а также с христианскими
этическими нормами.
«Другое понимание демократии кладет в основу народовластия незыблемые нравственные начала, и, прежде всего — признание

[Back]