Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 322]

этическими нормам и «Другое понимание демократии кладет в основу народовластия незыблемые нравственные начала, и прежде всего— признание человеческого достоинства, безусловной ценности человеческой жизни как таковой, ибо только при таком понимании демократии дело свободы стоит на твердом основании, оно одно исключает возможность низведения личности на степень средства и гарантирует ее свободу независимо от того, является ли она представительницей большинства или меньшинства в обществе»1, — писал Трубецкой.
Вовторых, демократия для Трубецкого — общество, в котором господствует право,
а не сила, и осуществлены основные политические права, и, в частности, действуют право свободы мысли, слова, принцип неприкосновенности личности и все политические свободы.
В-третьих, демократия— это общество, соответствующее внутреннему нравственнорелигиозному сознанию
русского человека, его национальному сознанию.
«Универсализм русского гения,— писал Трубецкой,— и его демократизм—-два выражения одной и той же сущности»2.

Христианизация демократия связывалась Трубецким с развитием личностного начала в русской культуре, имеющей свою специфику в том, что в России более резко контрастирует «преображенная», духовная, гражданская жизнь по отношению к «не преображенной»—стихийft ной жизни европейской цивилизации.
Отсюда, по его мнению, для преодоления данных специфических тенденций русской жизни нужно развитие сознания личности.
«Безумие нашей революции, — отмечал Трубецкой,— как и безумие нашей реакции, обусловливается тем, что
личность еще недостаточно выделилась из бесформенной народной массы»3.
В развитии «народной школы»— ключ к созданию целостной
со1Трубецкой Е.Н.
Смысл жизни.
М., 1994.
С.
303.
2Там же.
С.
302.
3 Там же.
С.
323.
322
[стр. 242]

242 1 6 Там же.
С.
303.
7 7 Там же.
С.
302.
'* Трубецкой Б.Н.
Два зверя.
/ /Смысл жизни.
С.
323.
человеческого достоинства, безусловной ценности человеческой жизни как таковой.

Только при таком понимании демократии дело свободы стоит на твердом основании,
ибо оно одно исключает возможность низведения личности на степень средства и гарантирует ее свободу независимо от того, является ли она представительницей большинства или меньшинства в обществе»,711 — писал Трубецкой.
Во-вторых, демократия для Трубецкого — общество, в котором господствует право,
и осуществлены основные политические права, и, в частности, свободы мысли, слова, принцип неприкосновенности личности и все политические свободы.
В-третьих, демократия — это общество, соответствующее внутреннему нравственно-религиозному сознанию
человека, его национальному сознанию.
«Универсализм русского гения, — писал Трубецкой, — и его демократизм — два выражения одной и той же сущности.

Форма всеобщности и по тому самому демократические формы жизни составляют для нас историческую необходимость».^Христианская демократия связывалась Трубецким с развитием личностного начала в русской культуре, имеющей свою специфику в том, что в России более резко контрастирует «преображенная», духовная, гражданская жизнь по отношению к «непреображенной» стихийной жизни европейской цивилизации.
Для преодоления данных тенденций русской жизни необходимо развитие сознания личности.
«Безумие нашей революции, — отмечал Трубецкой, — как и безумие нашей реакции, обусловливается тем, что
у нас личность еще недостаточно выделилась из бесформенной народной массы.
Этим обусловливаются внезапные резкие переходы от полной неподвижности и косности к стихийному бунтарству, от наивной покорности 78 столь же наивному революционному утопизму».
В развитии «народной школы» — ключ к созданию целостной
социальной жизни, а всеобщее

[Back]