Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 325]

данном случае было предлагаемое русским ученым решение данной проблемы.
Как уже отмечалось выше, в классическом либерализме аксиомой является утверждение о наличии принципиального противоречия между равенством и свободой, выражаемое формулой: чем больше свободы, тем меньше равенства, и наоборот.
Выходом из этого противоречия, в частности, П.И.Новгородцеву представлялось создание социальных условий для духовного расцвета личности, а Б.Н.Чичерину — соблюдение равенства возможностей для всех людей.
Особенность подхода Ковалевского в решении
антиномии состояла в обосновании параллельного развития равенства и свободы.
Именно так он формулировал замысел своей статьи в сборнике «Интеллигенция в России», в которой одновременно подвергались критике, с одной стороны авторы знаменитого сборника «Вехи» за преуменьшение ими значения социального строительства и равенства в обществе, а с другой— социалистическая эгалитарная теория общества, в которой «многоголовая гидра самодержавия народа» не давала выхода проявлению индивидуальной свободы личности.
По мнению Ковалевского, «ни в древней, ни в новой истории нельзя найти оснований для утверждения того, что развитие свободы шло в ущерб равенству, а равенства — в ущерб
свободе»1.
Используя историко-сравнительный метод, мыслитель обратился к конкретным примерам развития права и политики и доказывал, что в реальной жизни преодолеть противоречие между свободой и равенством можно только в том случае, если ввести вместо понятия равенства понятие справедливости и солидарности.
Общественная солидарность,
действующая как реальный факт исторического и государственного бытия, оказалась обязательной нормой общественной и государственной 1 Ковалевский М.М.
Взаимоотношение свободы и общественной солидарности (глава из истории прогресса)
К Интеллигенция в России.
М., 1991.
С.
276.
325
[стр. 220]

220 Ковалевский М.
М Взаимоотношение свободы и общественной солидарности (глава из истории прогресса) //
Интеллигенция в России.
М., 1991.
С.
276.
* Там же.
С.
282.
предлагаемое ученым решение данной проблемы.
В классическом либерализме аксиомой является утверждение о наличии
неустранимого противоречия между равенством и свободой.
Новгородцев отчасти снимал данное противоречие в утверждении права на достойное человеческое существование, а Чичерин в реализации дистрибутивной справедливости принципа равенсгва возможностей.
Особенность подхода Ковалевского в решении
отмеченной антиномии либерализма состояла в обосновании параллельного и согласованного развития равенства и свободы.
Эта идея была главной в его статье из сборника «Интеллигенция в России», где одновременно подвергались критике, как авторы сборника «Вехи» за недооценку роли социального строительства и равенства в обществе, так и теоретики социалистической эгалитарной теории общества, в рамках которой «многоголовая гидра самодержавия народа» не давала выхода проявлению свободы личности.
По мнению Ковалевского, «ни в древней, ни в новой истории нельзя найти оснований для утверждения того, что развитие свободы шло в ущерб равенству, а равенства — в ущерб
свободе».4 ^ подтверждении своей точки зрения ученый привел конкретные примеры из истории европейского права и политики и доказывал реальную возможность преодоления противоречия между свободой и равенством посредством создания в обществе условий для распространения справедливости и солидарности.
Общественная солидарность,
как реальный факт исторического и государственного бытия, оказывалась обязательной нормой общественной и государственной жизни.
«Из всего следует, — писал Ковалевский, — что уже на низших ступенях общественности право совпадает с понятием нормы, приводящей свободу индивидуальных лиц в соответствие с требованиями общественной солидарности»48 Следует подчеркнуть отличие категории общественной

[Back]