сферы проявления своей мощи для возможного поддержания мира в родственной среде. Для подтверждения своей точки зрения Ковалевский ссылается на Локка, согласно которому наличие разделения труда и сопутствующее ему неравенство ограничено пределами, которые не допускают трансформации этого закона в нечто нарушающее солидарность и общественное единство граждан. Ковалевский выявил новые аспекты взаимоотношения между государством, личностью и правом в истории Нового времени, преодолевая характерную для классического либерализма форму права, под которым ученый понимал внешнее выражение солидарности. Тем самым право оказывалось связано с нормальным «замиренным» ходом истории. Ковалевский доказывал, что если акт индивидуальной воли не вызван общественной солидарностью, то он лишен юридической силы и органы власти препятствуют его осуществлению. Отношения между государством и личностью должны быть поняты в контексте эволюции объективной индустриальной культуры. Последняя же основана на разделении труда. Ссылаясь на французского социолога Дюги, Ковалевский подчеркнул, что общественная солидарность не мирится с понятием формальной свободы и системы государственного невмешательства. Не имея возможности предпринять что-либо против общественной солидарности, государство не вправе посягнуть на начала равенства. Но равенство предполагает одинаковое отношение к равным вещам и неодинаковое к разным. Поскольку различие между людьми увеличивается вместе с ростом индивидуализма, государство обязано принять во внимание эти различия и оказывать равную защиту различным способностям, доставлять «удовлетворение неравным потребностям». Отсюда появляется такая обязанность государства, как помогать неимущим в получении образования, освобождать мелкие состояния от налога путем установления его прогрессивности. Обязанность государства — 327 |
видоизмененная в связи с новыми социокультурными реалиями. Ковалевский выявил новые аспекты взаимоотношения между государством, личностью и правом в истории Нового времени, корректируя философию права классического европейского либерализма. Ученый понимал право как внешнее выражение солидарности и тем самым связывал его реализацию с нормальным, «замиренным» прогрессом истории. Он доказывал, что если акт индивидуальной воли не вызван общественной солидарностью, то он теряет юридическую силу, и органы власти вправе препятствовать его осуществлению. Отношения между государством и личностью должны быть поняты в контексте эволюции индустриальной культуры, которая основана на разделении труда. Ссылаясь на французского социолога Л. Дюги, Ковалевский подчеркнул, что общественная солидарность не мирится с понятием формальной свободы и системы государственного невмешательства. Государство, не имея возможности предпринять что-либо против общественной солидарности, не должно посягать на начала равенства. Согласно Ковалевскому, равенство предполагает одинаковое отношение к равным вещам и неодинаковое к разным. Поскольку вместе с ростом индивидуализма увеличивается социальная дифференциация государство обязано принять во внимание эти различия и оказывать равную защиту различным способностям, доставлять «удовлетворение неравным потребностям». Отсюда возникает такая обязанность государства, как помогать неимущим в получении образования, освобождать мелкие состояния от налога путем установления его прогрессивности. Обязанность государства — обеспечить физическое и умственное развитие составляющих его «единиц», дать трудящимся возможность полного присвоения продуктов его труда, предоставить каждому «интегральное» пользование продуктами |