Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 329]

рассмотрением”1.
Согласно Новогородцеву, главное в естественном праве “этический критицизм”, основы которого разработаны в “Критике практического разума”.
Естественному праву “свойственно стремление оценивать факт существующего с этической точки зрения.
Но именно в этом и состоит задача философии
права”2.
В таком случае диалектическое соотношение равенства и свободы, которое можно представить лишь в качестве идеального образа, оказывается регулирующим императивом морального действия и его экспликация должна составлять содержание философии права.
Вывод о необходимости применение в области естественного права кантовского трансцендентального учения о
бесконечной задаче составляет один из важных результатов учения Новгородцева.3 В свете сказанного естественное право трактуется как идеал для положительного права, устанавливаемого государством и реализуемого его институтами (в том числе и полицией).
В этом смысле естественное право составляет противоположность принципам государственности.
“Подобное противопоставление обуславливается не только вечным противоречием идеала с действительностью, но также и некоторыми особенностями положительного права, которые подчеркивают и обостряют это противоречие.
Дело в том, что как бы ни были
совершенны положительные законы при своем установлении, с течением времени они стареют и теряют свой прежний смысл.
Общественная жизнь в своем постепенном развитии уходит вперед и требует для себя новых определений и новых законов, а между тем законы старые, по существу своему, являются нормами твердыми, рассчитанными на
долговремен1Новгородцев П.И.
Из лекций по общей теории права.
М., 1904.
С.
12.
2 Новгородцев П.И.
Лекции по истории
фштософии права.
М., 1914.
С.
110.
3 Gurtwitsch G.
Ubersicht der neueren rechtsphilosophlschen Uteratur in Russland // Philosophie und Recht.
II Jahrg.
Heft 2.
1922-1923.
S.
119.

329
[стр. 176]

начинаний в России происходит своеобразное возрождение естественного права, с учетом всего того, что внес с теорию права XIX век.
Ренессанс теории естественного права в России связан с именами таких крупнейших правоведов как П.И.Новгородцев, И.В.Михайловский, Е.В.Спекторский, А.С.Ященко, Н.Н.Алексеев, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин.
Мы уже говорили о том, что П.И.Новгородцев справедливо был признан главой школы "возрожденного естественного права" в России, в котором он видел возможность преодоления кризиса правосознания, результатом должно было стать новое понимание общественного идеала как прогрессирующей задачи, имевшей смысл морального требования и предполагающей бесконечное приближение к нему в духе кантовского учение об идеале, изложенной им в учении о трансцендентальной диалектике в «Критике чистого разума» и в «Критике практического разума».
Естественное право трактовалось Новгородцевым по преимуществу с позиций кантовского априоризма: «требуется именно возрождение естественного права с его априорной методой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением» .
Согласно Новгородцеву, главное в естественном праве «этический критицизм», основы которого разработаны в «Критике практического разума».
Естественному праву «свойственно стремление оценивать факт существующего с этической точки зрения.
Но именно в этом и состоит задача философии
права»2.
В таком случае диалектическое соотношение равенства и свободы, которое можно представить лишь в качестве идеального образа, оказывается регулирующим императивом морального действия и его экспликация должна составлять содержание философии права.
Вывод о необходимости применение в области естественного права кантовского трансцендентального учения о
бескоНовгородцев П.И.
Из лекций по общей теории права.
М., 1904.
С.
12.
2Новгородцев П.И.
Лекции по истории
философии права.
М., 1914.
С.
110.
176

[стр.,177]

нечной задаче составляет один из важных результатов учения Новгородцева .
В свете сказанного естественное право трактуется как идеал для положительного права
и в этом отношении как его противоположность.
«Подобное противопоставление обуславливается не только вечным противоречием идеала с действительностью, но также и некоторыми особенностями положительного права, которые подчеркивают и обостряют это противоречие.
Дело в том, что как бы ни были
совершены положительные законы при своем установлении, с течением времени они стареют и теряют свой прежний смысл.
Общественная жизнь в своем постепенном развитии уходит вперед и требует для себя новых определений и новых законов, а между тем законы старые, по существу своему, являются нормами твердыми, рассчитанными на
долговременное применение...
И вот постепенно и необходимо возникают в жизни конфликты между старым положительным порядком и новыми прогрессивными стремлениями.
Из этих конфликтов и зарождается обыкновенно естественное право, как требование реформ и изменений в существующем строе»2.
Таким образом, в трактовке русского юриста «вечные», «абсолютные» начала естественного права играют роль не только стабилизирующего консервативного элемента, но и элемента прогрессивного, реформистского порядка.
Согласно справедливой оценке В.С.Нерсесянца, у Новгородцева речь идет о своеобразном варианте «исторически изменяющейся концепции естественного права».
Своеобразие его позиции в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, естественного права и действительности .
t См.: Gurtwitsch G.
bbersicht der neueren rechtsphilosophischen Literatur in Russland \\ Philosophic und Recht.
II Jahrg.
Heft 2.
1922 1923.
S.
119.

2Новгородцев П.И.
Сочинения.
М., 1995.
С.
116-117.
См.: Нерсесянц B.C.
Философия права.
М., 1997.
С.
530.

[Back]