Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 330]

ное применение...
И вот постепенно и необходимо возникают в жизни конфликты между старым положительным порядком и новыми прогрессивными стремлениями.
Из этих конфликтов и зарождается обыкновенно естественное право, как требование реформ и изменений в существующем
строе"1.
Таким образом, в трактовке русского юриста
“вечные”, “абсолютные” начала естественного права играют роль не только стабилизирующего консервативного элемента, но и элемента прогрессивного, реформистского порядка.
Согласно справедливой оценке В.С.Нерсесянца, у
Новогородцева речь идет о своеобразном варианте "исторически изменяющейся концепции естественного права”.
Своеобразие его позиции в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, естественного права и
основ государственности2.
Большое место в творчестве П.И.Новгородцева занимала разработка им принципов государственного идеала России.
Идея о невозможности достижения совершенного общественного строя
и идеальной государственности в конкретных исторических условиях существования человека, на которой настаивали русские религиозные философы: Хомяков, Достоевский, Соловьев и др., получила в работах Новгородцева свое теоретическое обоснование, исходя из анализа отношений между личностью, обществом и государством.
Новгородцев интересуется не родовым понятием о человеке, а конкретной личностью.
Он приводит неопровержимые данные, для того чтобы доказать, что "противоречие между личным и общественным” не может быть разрешено в пределах существования на земле:
Тармония между личностью и государствен1Новгородцев П.П.
Сочинения.
М., 1995.
С.
116-117.
2См.: Нерсесянц B.C.
Философия права.
М., 1997.
С.
530.

330
[стр. 177]

нечной задаче составляет один из важных результатов учения Новгородцева .
В свете сказанного естественное право трактуется как идеал для положительного права и в этом отношении как его противоположность.
«Подобное противопоставление обуславливается не только вечным противоречием идеала с действительностью, но также и некоторыми особенностями положительного права, которые подчеркивают и обостряют это противоречие.
Дело в том, что как бы ни были совершены положительные законы при своем установлении, с течением времени они стареют и теряют свой прежний смысл.
Общественная жизнь в своем постепенном развитии уходит вперед и требует для себя новых определений и новых законов, а между тем законы старые, по существу своему, являются нормами твердыми, рассчитанными на долговременное применение...
И вот постепенно и необходимо возникают в жизни конфликты между старым положительным порядком и новыми прогрессивными стремлениями.
Из этих конфликтов и зарождается обыкновенно естественное право, как требование реформ и изменений в существующем
строе»2.
Таким образом, в трактовке русского юриста
«вечные», «абсолютные» начала естественного права играют роль не только стабилизирующего консервативного элемента, но и элемента прогрессивного, реформистского порядка.
Согласно справедливой оценке В.С.Нерсесянца, у
Новгородцева речь идет о своеобразном варианте «исторически изменяющейся концепции естественного права».
Своеобразие его позиции в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, естественного права и
действительности .
t См.: Gurtwitsch G.
bbersicht der neueren rechtsphilosophischen Literatur in Russland \\ Philosophic und Recht.
II Jahrg.
Heft 2.
1922 1923.
S.
119.
2Новгородцев П.И.
Сочинения.
М., 1995.
С.
116-117.
См.: Нерсесянц B.C.
Философия права.
М., 1997.
С.
530.


[стр.,220]

характеризуется не ожиданием грядущего рая на земле, не стремлением достичь беззаботной спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководится сознанием неизбежного конца света и особенно убеждением в упадке всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться земного рая и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума.
Таковы основополагающие идеи, образующие суть русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства»1.
i Идея о невозможности достижения совершенного общественного строя в конкретных исторических условиях существования человека, на которой настаивали русские религиозные философы: Хомяков, Достоевский, Соловьев и др., получила теоретическое обоснование в работах Новгородцева, исходя из 1 анализа отношений между личностью и обществом.
Новгородцев интересуется не родовым понятием о человеке, а конкретной личностью.
Он приводит неопровержимые данные, для того чтобы доказать, что «противоречие между личным и общественным» не может быть разрешено в пределах существования на земле: «
Гармония между личностью и обществом возможна только в умопоI стигаемой сфере свободы, где абсолютная, всеохватывающая солидарность сочетается с бесконечными индивидуальными различиями.
В условиях исторической жизни нет такой гармонии, и ее не может быть».
Это объясняет, указывает Новгородцев, факт «падения веры в совершенном конституционном государстве», а также веры в социализм и анархизм, одним словом, «крах идеи рая на земле».
Новгородцев не отрицает, что достижения современного конституционного государства, так же как и устремления социализма и анархизма, являются относительным благом, но он показывает, что они несоизмеримы с идеалом абсолютного блага.
Поэтому если мы хотим избежать безнадежного тупиi ка, то должны создать наш идеал общества на земле, имея в виду «свободу бесРусская философия права: философия веры и нравственности.
СПб., 1997.
С.
216-217.

[Back]