Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 334]

словлено человеческой свободой, влияющей на закономерный ход истории.
«Свободная игра сингулярных человеческих воль самопроизвольно (спонтанно) рационализирует социально-экономические процессы»1.
Но Струве отмечал при этом, что общественно-экономический процесс не может до конца быть рационализирован на основе свободной игры хозяйственных сил или субъективной власти, и доказывал, что социальные законы осуществляются в процессах организованной самодеятельности людей, и стихийное начало анархической свободы
цивилизируется в государстве: хозяйственная свобода человека дополняется политической культурой, способствующей ее реализации.
Особое значение Струве придавал проблеме культуры, являющейся для него важным критерием развития государства и личности, общечеловеческим «трансцендентным» субъектом, интегрирующим общество и преодолевающим бездуховный эгоизм2.
С формальной стороны культура представляла собой аккумулирование
интеллектуального, художественного наследия человечества и его материального, экономического богатства, являющихся продуктами культурной деятельности.
Сущность же культуры определялась творческой, ценностно-ориентационной деятельностью человека, имеющей духовный смысл и воплощающей «триумф сознания над стихийностью и человеческой воли над естественным хаосом».
По Струве, культура в своем
сущностном выражении могла быть создана только в процессе кооперации человека и коллектива, совокупной общественной деятельности, поэтому социально-классовые противоречия антикультурны, ибо разрушают творческие силы нации.
1Струве П.В.
Современный кризис в политической экономии.
Его философские
мо> тивы и проблемы //Логос.
1911.
С.
128.
2 Известный исследователь творчества П.Струве Р.Пайпс отмечал, что «Струве использовал термин „культура" в смысле совершенно незнакомом в России» (см.: Pipes R.
Struve Liberal on the Right.
1905— 1944.
Ч.
II.
P.
46).
[стр. 183]

183 право и сами оказывались под его воздействием: взаимодействие двух сторон социальной жизни определяло содержание социального прогресса.
«Права личности и право народа—таков наш лозунг»,1 3 6 — писал он.
Ученый стремился выявить глубинные основания общества, которые видел в «иррациональном элементе» хозяйственно-правовых отношений, и считал, что полная рационализация социальных процессов невозможна и не нужна, поскольку иррациональное начало играло важную роль в развитии общества, и его существование обусловлено человеческой свободой, влияющей на закономерный ход истории.
«Свободная игра сингулярных человеческих воль самопроизвольно (спонтанно) рационализирует социально-экономические процессы».137 Но Струве отмечал при этом, что общественно-экономический процесс не может до конца быть рационализирован на основе свободной игры хозяйственных сил или субъективной власти, и доказывал, что социальные законы осуществляются в процессах организованной самодеятельности людей, и стихийное начало анархической свободы
цивилизуется в государстве: хозяйственная свобода человека дополняется политической культурой, способствующей ее реализации.
Данные выводы Струве следуют в целом из развиваемой им методологии «основного дуализма», отрицающего односторонности социологического реализма и признающего исходное многообразие мира.
Своим принципом «универсального сингуляризма» он стремился преодолеть издержки как номиналистического, так и реалистического редукционизма.
В этой связи философ придавал особое значение изучению культуры, которая являлась для него важным критерием развития государства и личности, общечеловеческим «трансцендентным» субъектом, интегрирующим общество и преодолевающим бездуховный эгоизм.1 3 8 С формальной стороны культура представляла собой аккумулирование 1 3 6 Струве П.
Б.
Революция // Полярная звезда.
1905.
№ 1.
Струве П.
Б.
Современный кри-тс в политической экономии Его философские мотивы и проблемы // Логос.
1911.
С.
128.
Известный исследователь творчества П.
Струве Р.
Пайпс отмечал, что «Струве использовал термин „культура" в смысле совершенно незнакомом в России» см.
Pipes R.

Struvc Liberal on the Right 1905—1944 4.
II.
P.
46.


[стр.,184]

184 интеллектуального, художественного наследия человечества и его материального, экономического богатства, являющихся продуктами культурной деятельности.
Сущность же культуры определялась творческой, ценностно-ориентационной деятельностью человека, имеющей духовный смысл и воплощающей «триумф сознания над стихийностью и человеческой воли над естественным хаосом».
По Струве, культура в своем
с>тлностном выражении могла быть создана только в процессе кооперации человека и коллектива, совокупной общественной деятельности, поэтому социальноклассовые противоречия антикультурны, ибо разрушают творческие силы нации.
Уже в своих ранних работах ученый подверг обстоятельной критике Марксову концепцию социальной революции за радикализм и абстрактность, доказывая, что революционный путь развития характерен только для стран, находящихся на раннем этапе капитализма.
Для буржуазного же общества XX в.
естественным становится путь эволюции и реформ, улучшающего условия жизни всего народа.
«Социализм и капитализм, — различные формы одного живого целого — общества» По его мнению, марксистская теория абсолютного обнищания рабочего класса и неизбежности экономических кризисов при капитализме не подтверждалась фактически, и поэтому идея социальной революции и классовой борьбы с культурной и методологической точки зрения бесплодна для России.
«Культурную эволюцию такой нации, как русская, нельзя втиснуть в рамки какой-нибудь одной или двух политических или социальных идей».1 3 9 Струве полагал, что перед российским обществом стоит труднейшая задача строительства правового государства, гарантирующего субъективные права личности в условиях характерного дтя Европы роста материального могущества государства Строительство такого государства должно быть основано на трех принципах: взаимосвязи прав и обязанностей личности, личной годности и признании духовных начал власти и государства Идея личной годности следовала из консервативно-либеральной парадигмы социальной справедливости, понимаемой как создание равенства 1 3 9 Струве П.
Б.
На разные темы// Русская мысль.
1909.
Jfe 1.

[Back]