Проверяемый текст
Осипов, Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) (Диссертация 1999)
[стр. 336]

зерцания»1 — писал Струве.
Личная годность вырастала из нравственного и гражданского долга и требовала от всех патриотически-государственного мышления.
Принцип личной годности был альтернативой эгалитарному равенству социализма и в экономической сфере создавал иерархическую структуру социальных отношений, строящихся с учетом реального вклада человека в создание национального богатства.
Струве развивал философию либерализма в национально-государственной форме, и предлагаемая им модель
государственности была органическим, духовно-национальным образованием — «Великой Россией», обладающей конкретно-исторической спецификой, недоступной, по его мнению, рациональному познанию и поэтому в каком-то смысле мистической.
«Божественно-космический» характер государства следует из его надвременного и
внеличностного начала, связывающего отдельные личности и поколения и осмысливающего социальное бытие.
«Я разумею, — отмечал Струве, — под чувством государственности...
ощущение важности государства как некоей непререкаемой ценности, которую можно и должно любить, не
рассуадая и даже не задумываясь...
признавая государство как
творческую, культурную силу, стоящую принципиально вне классов и над классами»2.
Культурная сила государства определялась его способностью выражать надклассовые и внеклассовые цели — национальную идею, выражавшую духовную связь многих поколений народа, его традиции и опыт.

«Великая Россия» не была прообразом официального самодержавия, а предполагала создание «новой государственности», опирающейся на «историческое прошлое» страны, живые «культурные традиции» и на творческую деятельность всех патриотических сил.
По мнению Струве, мистическая сила политической власти коренилась в прошлой русской 1Там же.
С.
203.
2Струве П.Б.
Дух и Слово...
С.
211.
336
[стр. 185]

185 возможностей для всех в хозяйственной деятельности, и содержала сумму нравственно-религиозных и профессиональных качеств, требующихся от человека как гражданина и патриота.
«Если в идее свободы и своеобразия личности был заключен вечный идеалистический момент либерализма, то в идее личной годности перед нами великий реалистический момент либерального миросозерцания»140 — писал Струве.
Личная годность вырастала из нравственного и гражданского долга и требовала от всех патриотически-государственного мышления.
Принцип личной годности был альтернативой эгалитарному равенству социализма и в экономической сфере создавал иерархическую структуру социальных отношений, строящихся с учетом реального вклада человека в создание национального богатства.
Струве развивал философию либерализма в национальногосударственной форме, и предлагаемая им модель
государства была органическим, духовно-национальным образованием «Великой Россией», обладающей конкретно-исторической спецификой, недоступной, по его мнению, рациональному познанию и поэтому в каком-то смысле мистической.
«Божественно-космический» характер государства следует из его надвременного и
неличностного начала, связывающего отдельные личности и поколения и осмысливающего социальное бытие.
«Я разумею, — отмечал Струве, — под чувством государственности...
ощущение важности государства как некоей непререкаемой ценности, которую можно и должно любить, не
рассуждая и даже не задумываясь...
признавая государство как
культурную творческую силу, стоящую принципиально вне классов и над классами».141 Культурная сила государства определялась его способностью выражать надклассовые и внеклассовые цели национальную идею, выражавшую духовную связь многих поколений народа, его традиции и опыт.
Концепция «Великой России» не была идеалом официального самодержавия, а исходила из необходимости создания новой 1 4 , 1 Там же.
С.
203.
1 4 1 Струве П.
Б.
Дух и Слово С.
211.


[стр.,186]

186 государственности, опирающейся на историческое прошлое страны, живые «культурные традиции» и на творческую деятельность всех патриотических сил.
В этой связи вряд ли обосновано чрезмерное сближение концепции Струве и И.АХтольпшна, так как последний в своей политике отражал официачьную самодержавную идеологию.
Следует признать справедливым мнение А.И.Новикова о том, что: «Идеал «Великой России, который развивал Струве, не может отождествляться с позицией официальной государственности, которую достаточно четко выразил такой выдающийся политический деятель начала века, как премьер П.АСтолыпин».1 Согласно Струве, мистическая сила политической власти коренилась в прошлой русской истории и общей культурной работе нации.143 Он полагал, что только эта объединяющая всех идея могла предотвратить революцию.
Суть государства реализуется в процессе постепенного приобщения к государственной власти всех социальных слоев и создании новых основ быта опоры нации.
Складывание политической культуры, возможно было в ходе длительного процесса воспитания и самовоспитания личности и гуманизации власти.
Утверждение свободы лица и демократизация процесса управления составляли нераздельный процесс, в котором огромное значение имели баланс, гармония между разными социальными силами, партиями и властями.
Между провозглашением начал правового государства, полагал философ, и их осуществлением на практике лежит огромное расстояние.
Будучи реалистом, Струве считал, что создание правового государства в форме конституционной монархии способно обеспечить «неразрывную связь между свободным творчеством прогресса и преемственностью жизни, и культуры».
Ученый сыграл важную роль в развитии конституционного процесса в России, являясь одним из основателей конституционно-демократической партии, членом Государственной думы, активным деятелем «Союза Освобождения» и « Союза земцев-конституционалистов», возникших в начале 900-х годов.
1 С Новиков А.И.
История русской философии.
С.
270.
Струве П.
Б.
Великая Россия: Из размышлений о проблеме русского могущества // Вопросы философии.
1992.
Не 12 С.
65.

[Back]