истории и общей культурной работе нации1. Он полагал, что только эта объединяющая всех идея могла предотвратить революцию. Суть государства должна была быть реализована в процессе постепенного приобщения к государственной власти всех социальных слоев и создании новых основ быта—опоры нации. Складывание новой политической культуры возможно было в ходе длительного процесса воспитания и самовоспитания личности и гуманизации власти. Утверждение свободы лица и демократизация процесса управления составляли нераздельный процесс, в котором огромное значение имели баланс, гармония между разными социальными силами, партиями и властями. Между провозглашением начал правового государства, полагал философ, и их осуществлением на практике лежит огромное расстояние, которое никакая личная воля победить не может. Будучи реалистом, Струве считал, что создание правовой государственности в форме конституционной монархии способно обеспечить «неразрывную связь между свободным творчеством прогресса и преемственностью жизни я культуры». Струве сыграл важную роль в конституционном процессе в России, являясь одним из основателей конституционно-демократической партии, членом Государственной думы, активным деятелем «Союза Освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов», возникших в начале 900-х годов. Орган «Союза Освобождения» начал выходить под редакцией Струве с июля 1902 г. и сделал много для пропаганды идей либерализма и конституционализма. В 1906 г. была принята программа конституционнодемократической партии, включавшая многие идеи политической философии консервативного либерализма, направленная на создание в .России конституционной парламентарной монархии. В частности, в ней предусматривались такие нормы правового государства, как равенство 1 Струве П.Б. Великая Россия: Из размышлений о проблеме русского могущества // Вопросы Философии. 1992. № 12. С. 65. 337 |
186 государственности, опирающейся на историческое прошлое страны, живые «культурные традиции» и на творческую деятельность всех патриотических сил. В этой связи вряд ли обосновано чрезмерное сближение концепции Струве и И.АХтольпшна, так как последний в своей политике отражал официачьную самодержавную идеологию. Следует признать справедливым мнение А.И.Новикова о том, что: «Идеал «Великой России, который развивал Струве, не может отождествляться с позицией официальной государственности, которую достаточно четко выразил такой выдающийся политический деятель начала века, как премьер П.АСтолыпин».1 Согласно Струве, мистическая сила политической власти коренилась в прошлой русской истории и общей культурной работе нации.143 Он полагал, что только эта объединяющая всех идея могла предотвратить революцию. Суть государства реализуется в процессе постепенного приобщения к государственной власти всех социальных слоев и создании новых основ быта опоры нации. Складывание политической культуры, возможно было в ходе длительного процесса воспитания и самовоспитания личности и гуманизации власти. Утверждение свободы лица и демократизация процесса управления составляли нераздельный процесс, в котором огромное значение имели баланс, гармония между разными социальными силами, партиями и властями. Между провозглашением начал правового государства, полагал философ, и их осуществлением на практике лежит огромное расстояние. Будучи реалистом, Струве считал, что создание правового государства в форме конституционной монархии способно обеспечить «неразрывную связь между свободным творчеством прогресса и преемственностью жизни, и культуры». Ученый сыграл важную роль в развитии конституционного процесса в России, являясь одним из основателей конституционно-демократической партии, членом Государственной думы, активным деятелем «Союза Освобождения» и « Союза земцев-конституционалистов», возникших в начале 900-х годов. 1 С Новиков А.И. История русской философии. С. 270. Струве П. Б. Великая Россия: Из размышлений о проблеме русского могущества // Вопросы философии. 1992. Не 12 С. 65. 187 Орган «Союза Освобождения» начал выходить под редакцией Струве с июля 1902 г. В 1906 г. была принята программа конституционно-демократической партии, включавшая многие идеи политической философии консервативного либерализма, направленная на создание в России конституционной парламентарной монархии. В частности, в ней предусматривалось такие нормы правового государства, как равенство всех перед законом, отделение церкви от государства, свобода совести, мысли, печати и собраний, отмена цензуры. Важное место в программе заняли пункты, защищающие личность от вмешательства государства в частную жизнь: неприкосновенность личности, жилища, переписки, свобода передвижения. Принципиальное значение имел проект устройства государственной власти в форме народного представительства, парламента, избираемого всеобщим, равным и тайным голосованием. Следует подчеркнуть, что само представление Струве о способах строительства правового государства менялось, но сохранялось понимание необходимости коренного изменения бюрократического правления в стране. Неизменным было и представление о том, что демократические силы в стране должны выступить широким фронтом против реакционных сил самодержавной бюрократии, царского правительсгва, преследующего оппозиционные конструктивные силы, и революционного радикализма «противогосударственного отщепенства» части русской интеллигенции. «В бесконечных муках рождается национальное сознание, писал он, На пути его стоят два врага и два близнеца, друг друга питающих и друга стремящихся пожрать, Это бюрократия и сектантская партийность».1 '"1 Выделяя в революции иррациональное начало, Струве предостерегал власть и интеллигенцию от возбуждения бессознательных инстинктов людей, «противогосподских» предрассудков народа. Он видел в этих инстинктах объективную предпосылку для распространения в России черносотенства, «глубокие корни которого заложены в исконном культурном раздвоении 1 4 4 Струве П.Б. Революция. // Российские либералы: кадеты в октябристы. Материалы, воспоминания и публицистика. М . 1996. С. 92. |