Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 371]

ину, сбалансировать начала коллективизма и индивидуальности, управления и самоуправления в политической практике организации государственности.
При разработки вопроса И.А.Ильин об идеале государственности подчеркивал исключительно важную роль правового субъекта.
"Право и государство, — писал Ильин, — живут по существу в субъекте права, им, субъектом, его душою, его духом.
Но субъект права — это не только понятие или категория, или абстрактная точка для умственного приложения полномочий и обязанностей; субъект права это прежде всего духовно организованная душа.
Настоящий не фиктивный субъект права способен чувствовать, желать и мыслить предметную цель права и государства и потому он переносит эти духовные напряжения свои на самое право и на самое государство и на государственную власть, как на верные и достойные пути к этой цели.
Быть не фиктивным субъектом права, значит быть духовно зрелой личностью, — вот первооснова правосознания, вот аксиома философии права, длительное пренебрежение которой таит в себе возмездие...
Это значит, что нормальный субъект права, как духовно-зрелая личность, ощутил и опознал свою собственную природу, как нечто неразложимое на простые животно-телесные потребности; он нашел себя, как существо духовное, т.
е.
измеряющее себя и всю человеческую жизнь не голыми "нуждами", "пользами" и "интересами", — но достоинством, объективным и безусловным достоинством, честью, совестью, правотою перед лицом Божиим"1.

Государственный образ мыслей, государственное правосознание есть разновидность общего правосознания, бытие государства имеет не только материально-телесный характер, но и духовно-душевный.

«Ибо государственность есть организованное единение духовно-солидарных людей, 1 Ильин И.А.
Основные задачи правоведения в России // Русская мысль.
Кн.
VIII XII.
1922.
С.
181.

371
[стр. 236]

софии религии, в публицистических работах, написанных с православных позиций, он разработал основы русского национального самосознания, уделяя особое внимание вопросам этических оснований права, проблеме отношения добра и зла как предпосылок русского правосознания и русского правового идеала, анализу религиозных оснований национального правотворчества.
В работах Ильина, посвященных вопросам национального правового идеала, чувствуется большое влияние философов-славянофилов и классиков немецкой философии, особенно Гегеля (его двухтомный труд "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" является одной из лучших русских работ о великом немецком мыслителе).
Как и Н.Н.Алексеев, И.А.Ильин при разработки вопроса о правовом идеале подчеркивал исключительно важную роль правового субъекта.
"Право и государство, — писал Ильин, — живут по существу в субъекте права, им, субъектом, его душою, его духом.
Но субъект права — это не только понятие или категория, или абстрактная точка для умственного приложения полномочий и обязанностей; субъект права это прежде всего духовно организованная душа.
Настоящий не фиктивный субъект права способен чувствовать, желать и мыслить предметную цель права и государства и потому он переносит эти духовные напряжения свои на самое право и на самое государство и на государственную власть, как на верные и достойные пути к этой цели.
Быть не фиктивным субъектом права, значит быть духовно зрелой личностью, — вот первооснова правосознания, вот аксиома философии права, длительное пренебрежение которой таит в себе возмездие...
Это значит, что нормальный субъект права, как духовно-зрелая личность, ощутил и опознал свою собственную природу, как нечто неразложимое на простые животно-телесные потребности; он нашел себя, как существо духовное, т.
е.
измеряющее себя и всю человеческую жизнь не го
пути сегодня», отмечает академик А.А.Корольков (Корольков А.А.
Русская духовная философия.
СПб., 1998.
С.
191).


[стр.,237]

голыми "нуждами", "пользами" и "интересами", — но достоинством, объектив+ ным и безусловным достоинством, честью, совестью, правотою перед лицом Божиим"'.
Разбирая вопросы естественного и положительного права, Ильин показал, что положительное право «по своему существу, остается всегда „видеоизменением« естественного права».
Развитое и зрелое правосознание признает и соблюдает, впредь до отмены, даже несовершенную формулу положительного права как акт борьбы за возобладание естественного права.
Тема правового идеала разрабатывается Ильиным в неразрывной связи с проблематикой правосознания.
В этом его подход к вопросам правового идеала также созвучен идеI ям Н.Н.Алексеева.
Поставив вопрос о здоровом правосознании, Ильин указывает, что дело тут не только в «сознании» как таковом.
Поскольку право имеет духовный смысл, «в правосознании участвует не только в «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа».
Правосознание коренится в определенном соотношении инстинкта и духа.
«Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способI ность к самообязыванию и самоуправлению, и взаимное уважение и доверие людей друг к другу.
Эти аксиомы учат человека самостоянию, свободе, совместности, взаимности и солидарности.
И прежде всего, и больше всего — духовной воле» .
И поскольку «правосознание есть инстинктивная воля к духу, к справедливости и ко всяческому добру», естественно, что «живой корень его надо искать в религиозном чувстве и в совести».
Ильин обобщает свой анализ Ильин И.А.
Основные задачи правоведения в России //Русская Мысль.
Кн.
VIII—XII.
1922.
С.
181.

Ильин И.А.
О сущности правосознания.
Мюнхен, 1956.
С.
60-61.
237

[стр.,238]

идеала здорового, нормального правосознания в формуле: «Нормальное правосознание есть воля к праву, проистекающая из воли к духу».
С вопросом о праве и правосознании теснейшим образом связан вопрос об идеале государства и его правового строя.
Государственный образ мыслей, государственное правосознание есть разновидность общего правосознания.
Бытие государства имеет не только материально-телесный характер, но и духовнодушевный.

«Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, или, иначе, множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сложившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания»1.
Государство есть явление «не только „полезное«, но духовно-правое и духовно-необходимое», служащее высшей ценности.
Высшая цель и единое и неизменное задание государства состоит в ограничении и организации духовной жизни людей, принадлежащих к данному политическому союзу».
Быть гражданином данного государства значит принять и осуществлять, помимо своих личных интересов и целей, еще одну единую цель и один, общий всем гражданам, интерес.
Политическая деятельность граждан должна определяться их солидарностью, на которой и держится государство.
Политика и патриотизм неразлучны; «государство есть положительно-правовая форма родины; а отечество составляет истинное содержание политики».
Только при взгляде на государство как на разновидность единения и творческого сотрудничества, а не войны и разброда, можно достигнуть того политического единения, которое «превращает государство в живую систему братства и примиряет его с учением Христа о любви».
Тип правосознания Ильин тесно связывает с формой государственной власти.
И в монархическом, и в республиканском укладе души или правосознании есть, считал Ильин, свои опасности.
Но коренной недостаток республиканской формы власти заключается в том, что она исходит из пафоса отрицания вечных 238 1Ильин И.А.
Собрание сочинений: В 10 т.
Т.
1.
М., 1993.
С.
234.

[Back]