Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 372]

понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотическое любовью и поддерживающих ее самоотверженное волею».
Государственность есть явление «не только „полезное", но духовно-правое и духовно-необходимое», служащее высшей ценности.
Высшая цель и единое и неизменное задание государства состоит в ограничении и организации духовной жизни людей, принадлежащих к данному политическому союзу».
Быть гражданином данного государства значит принять и осуществлять, помимо своих личных интересов и целей, еще одну единую цель и один, общий всем гражданам, интерес.
Политическая деятельность граждан должна определяться их солидарностью, на которой и держится государство.
Политика и патриотизм неразлучны; «государство есть положительно-правовая форма родины; а отечество составляет истинное содержание политики».
Только при взгляде на государство как на разновидность единения и творческого сотрудничества, а не войны и разброда, можно достигнуть того политического единения, которое «превращает государство в живую систему братства и примиряет его с учением Христа о любви» .
Тип правосознания Ильин
непосредственно связывает с формой государственности.
И в монархическом, и в республиканском укладе души или правосознании есть, считал Ильин, свои опасности.
Но коренной недостаток республиканской формы власти заключается в том, что она исходит из пафоса отрицания вечных
и последних религиозно-органических основ народного правосознания.
Что же касается положительных сторон обеих политических форм, то в то время как республиканцы отвергают все преимущества монархического строя души, в монархический уклад души, когда он находится на должной высоте, вполне могут вместиться и все достоинства республиканизма — в том числе и любовь к свободе.

372
[стр. 238]

идеала здорового, нормального правосознания в формуле: «Нормальное правосознание есть воля к праву, проистекающая из воли к духу».
С вопросом о праве и правосознании теснейшим образом связан вопрос об идеале государства и его правового строя.
Государственный образ мыслей, государственное правосознание есть разновидность общего правосознания.
Бытие государства имеет не только материально-телесный характер, но и духовнодушевный.
«Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, или, иначе, множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сложившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания»1.
Государство есть явление «не только „полезное«, но духовно-правое и духовно-необходимое», служащее высшей ценности.
Высшая цель и единое и неизменное задание государства состоит в ограничении и организации духовной жизни людей, принадлежащих к данному политическому союзу».
Быть гражданином данного государства значит принять и осуществлять, помимо своих личных интересов и целей, еще одну единую цель и один, общий всем гражданам, интерес.
Политическая деятельность граждан должна определяться их солидарностью, на которой и держится государство.
Политика и патриотизм неразлучны; «государство есть положительно-правовая форма родины; а отечество составляет истинное содержание политики».
Только при взгляде на государство как на разновидность единения и творческого сотрудничества, а не войны и разброда, можно достигнуть того политического единения, которое «превращает государство в живую систему братства и примиряет его с учением Христа о любви».
Тип правосознания Ильин
тесно связывает с формой государственной власти.
И в монархическом, и в республиканском укладе души или правосознании есть, считал Ильин, свои опасности.
Но коренной недостаток республиканской формы власти заключается в том, что она исходит из пафоса отрицания вечных
238 1Ильин И.А.
Собрание сочинений: В 10 т.
Т.
1.
М., 1993.
С.
234.


[стр.,239]

и последних религиозно-органических основ народного правосознания.
Что же касается положительных сторон обеих политических форм, то в то время как республиканцы отвергают все преимущества монархического строя души, в монархический уклад души, когда он находится на должной высоте, вполне могут вместиться и все достоинства республиканизма — в том числе и любовь к свободе.

Нам кажется вполне убедительным роль правосознания, как ее понимает Ильин, и, думается, стоит присмотреться к аргументации автора: «Люди из поколения в поколение незаметно привыкают жить так, как если бы право и правовая форма жизни были чем-то внешним и притом самодовлеющим...
На самом же деле все обстоит иначе.
Правопорядок состоит в том, что каждого из нас признают живым, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это правосознание и эту свободу.
В основе всякого права, и правопорядка, и всякой достойной государственной формы лежит духовное начало: ...Если он внутренне (человек) признает это и воспитывает себя к свободе и дисциплине, то ему присуще живое правосознание и он имеет основание считать себя и считаться от других субъектов права.
Если этого нет, то он, как существо без правосознания, — будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.
Тогда же права, представляемые ему, будут напрасным даром: он не сумеет воспользоваться ими, ни оценить их, ни сберечь их; право оказывается пустым словом и жизненным недоразумением; и правопорядок становится фиктивным, а государственная форма обречена на разложение и гибель»1.
На первый взгляд это выглядит несколько нереальным, но если вспомнить, что определенные права предполагают и определенные обязанности, выполнение которых, как раз, определяет уровень правосознания, то это уже не кажется 1Ильин И.А.
Монархия и республика // Вопросы философии.
1991.
№ 4.
С.
125.

[Back]