Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 373]

Нам кажется вполне убедительным роль правосознания, как ее понимает Ильин, и, думается, стоит присмотреться к аргументации автора: «Люди из поколения в поколение незаметно привыкают жить так, как если бы право и правовая форма жизни были чем-то внешним и притом самодовлеющим...
На самом же деле все обстоит иначе.
Правопорядок состоит в том, что каждого из нас признают живым, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это правосознание и эту свободу.
В основе всякого права, и правопорядка, и всякой достойной государственной формы лежит духовное начало: ...Если он внутренне (человек) признает это и воспитывает себя к свободе и дисциплине, то ему присуще живое правосознание и он имеет основание считать себя и считаться от других субъектов права.
Если этого нет, то он, как существо без правосознания, — будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.
Тогда же права, представляемые ему, будут напрасным даром: он не сумеет воспользоваться ими, ни оценить их, ни сберечь их; право оказывается пустым словом и жизненным недоразумением; и правопорядок становится фиктивным, а государственная форма обречена на разложение и гибель».
На первый взгляд это выглядит несколько нереальным, но если вспомнить, что определенные права предполагают и определенные обязанности, выполнение которых, как раз, определяется уровень правосознания, то это уже не кажется
столь не убедительным.
И.А.Ильин не забывает о столь важной стороне вопроса и, развивая ее дальше, получает вполне законченную и аргументированную
цепочку рассуждений.
Вот как он завершает эту мысль: «Правосознание совсем не сводится к тому, что человек «сознает» свои права и о них «думает».
Человек существо общественное, и если он об этом забудет, то умаление или прямое поправение его прав быстро напомнит ему об этом.
Право
373
[стр. 239]

и последних религиозно-органических основ народного правосознания.
Что же касается положительных сторон обеих политических форм, то в то время как республиканцы отвергают все преимущества монархического строя души, в монархический уклад души, когда он находится на должной высоте, вполне могут вместиться и все достоинства республиканизма — в том числе и любовь к свободе.
Нам кажется вполне убедительным роль правосознания, как ее понимает Ильин, и, думается, стоит присмотреться к аргументации автора: «Люди из поколения в поколение незаметно привыкают жить так, как если бы право и правовая форма жизни были чем-то внешним и притом самодовлеющим...
На самом же деле все обстоит иначе.
Правопорядок состоит в том, что каждого из нас признают живым, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это правосознание и эту свободу.
В основе всякого права, и правопорядка, и всякой достойной государственной формы лежит духовное начало: ...Если он внутренне (человек) признает это и воспитывает себя к свободе и дисциплине, то ему присуще живое правосознание и он имеет основание считать себя и считаться от других субъектов права.
Если этого нет, то он, как существо без правосознания, — будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.
Тогда же права, представляемые ему, будут напрасным даром: он не сумеет воспользоваться ими, ни оценить их, ни сберечь их; право оказывается пустым словом и жизненным недоразумением; и правопорядок становится фиктивным, а государственная форма обречена на разложение и гибель»1.
На первый взгляд это выглядит несколько нереальным, но если вспомнить, что определенные права предполагают и определенные обязанности, выполнение которых, как раз, определяет уровень правосознания, то это уже не кажется
1Ильин И.А.
Монархия и республика // Вопросы философии.
1991.
№ 4.
С.
125.


[стр.,240]

столь не убедительным.
И.А.Ильин не забывает о столь важной стороне вопроса и, развивая ее дальше, получает вполне законченную и аргументированную
ч цепочку рассуждений.
Вот как он завершает эту мысль: «Правосознание совсем не сводится к тому, что человек «сознает» свои права и о них «думает».
Человек существо общественное, и если он об этом забудет, то умаление или прямое поправение его прав быстро напомнит ему об этом.
Право
не только уполномочивает, но и связует, ...
его собственные права живут и питаются чужими обязанностями и запретностями, подобно тому как чужие права ограничивают и связывают его самого»1.
Полагаем, что И.А.Ильин прав, утверждая, что в противном случае гибнет всякая форма государственности, разобщая людей и круша государство.
* Таким образом, в образе будущего российского государства в трактовке И.Ильина явно узнаваемо то, что принято называть правовым государством.
При обилии и разнообразии литературы, которая существует на эту тему, всетаки можно выделить основные типичные черты правового государства.
Это: 1) верховенство законов; 2) взаимная ответственность государства и граждан; 3) соблюдение прав личности; 4) разделение властей.
Все это основано на свободной (не регламентируемой из единого центра) экономике, частной собственностью и развитым гражданским обществом.
Проблемы интерпретации правовой нормы с точки зрения не буквы, а духа I закона и т.п., которые ставились Ильиным в его книге «О сущности правосознания», в дальнейшем активно обсуждались в рамках теологического, феноменологического, герменевтического, неогегельянского направлений в развитии концепций естественного права.
Но и у И.Ильина такое разнообразие идей — это не эклектизм; это разнообразие дает богатые возможности для теоретической разработки, которые не были во многом использованы из-за неблагоприятных внешних условий и переключения внимания Ильина на другие пробле

[Back]