Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 382]

«Истинную социальность (свободу, справедливость, и братство) надо искать в несоциалистическом строе.
Это не будет и «буржуазный строй», а строй правовой свободы и творческой социальности» —
правовая, социальная государственность.
Уровень общей культуры и особенно правосознания также влияют на форму государственности.
И "чем он ниже, тем необходимее форма учреждения; полуобразованность будет добиваться республики; истинное образование постигнет все преимущества монархии и всю ее творческую гибкость”1.
К какой бы государственной форме ни относилась возрожденная Россия, она бы включала в себя как корпоративные, так и учрежденческие характеристики.
Чем обширнее была бы ее территория и многонациональное народ, тем отчетливее проявлялись бы признаки учрежденческой формы с преимущественным развитием его институтов, включая правосудие и полицию.
Доминирование учрежденческих принципов в организации государственной формы было бы одним из условий воспитания в народе монархического правосознания, т.е.
появилась бы почва к перевоспитанию народа.
Этот процесс потребовал бы времени, духовной культуры, педагогических навыков.
Но если бы у народа было достаточно развито какое-либо иное правосознание, то эту работу вовсе не следует начинать, тем более если территориальные и иные критерии будут в пользу корпоративной государственной формы.
Ильин не навязывал русскому народу в посткоммунистическую эпоху какую-либо форму государственности, хотя сам был сторонником абсолютной монархии.
Его прогноз скорее носит методологический, чем рекомендательный характер.
Но два фактора, имеющие психологический характер, он считал необходимыми для создания атмосферы возрож382 1 Ильин И.А.
О монархии и республике/ / Сочинения.
М., 1994.
Т.
4.
С.
525.
[стр. 243]

ная концепция правового государства вырастает у Ильина из органического понимания государственности.
Само государство растет подобно живому организму.
Этот рост обусловлен историческими, геополитическими и другими факторами; каждое государство неповторимо индивидуально в своем развитии, хотя, конечно, имеет общие черты с другими.
Если руководствоваться органическим пониманием, то подход к политико-правовой реформе будет национально конкретен.
Очевидно, что Ильин видел политико-правовой идеал в некотором «третьем пути»: «Истинную социальность (свободу, справедливость и братство) надо искать в несоциалистическом строе.
Это не будет и «буржуазный строй», а строй правовой свободы и творческой социальности» —
правовое, социальное государство.
Важной для анализа политических и правовых идеалов является работа «Монархия и республика», в которой Ильин далеко выходит за рамки им самим обозначенной темы.
Нас сейчас не интересуют его политические предпочтения, гораздо важнее, как определяет он свой метод анализа правового идеала, что становится приоритетом для него в полемически сложной работе.
Уже с первых строк он обозначит границы той проблемы, на которую мы и хотели бы обратить внимание.
«...Сущность права, имеет природу сверхюридическую.
Это означает, что для разрешения вопроса об отличии монархии от республики необходимо, не выходя из пределов науки, выйти за пределы юриспруденции.
Надо, не порывая с научным материалом государственных законов, политических явлений и исторических фактов, проникнуть в их философский, религиозный, нравственный и художественны смысл и постигнуть их как состояние человеческого духа и человеческой души» .
Иначе трудно объяснить, как и почему при сходных исторических условиях и событиях, сходных уровнях экономического развития, мы наблюдаем в политической практике различ1Там же.
С.
12.
Ильин И.А.
Монархия и республика // Вопросы философии.
1991.
№ 4.
С.
109.

[Back]