Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 389]

Возрождение и развитие отечественной полицеистики права задача совершенно необходимая, если мы действительно хотим создавать правовое государство, продолжающее национальные и духовные традиции русского народа.
И важнейшим шагом на пути к ее решению должна стать актуализация традиций и идей дореволюционной отечественной
теории государства.
В русской теории права и государства преобладало стремление к цельности знания и обостренное чувство реальности, которое сочеталось с признанием роли опыта как чувственного, так и духовного, дающего возможность глубже понять сущность бытия, В ней имела большое значение интеллектуальная интуиция, нравственный, социальноправовой опыт личности, а также религиозно-нравственный опыт народа.
Все это — проблемы, которые обходил стороной
’’юридический позитивизм", доминировавший до недавнего времени.
Он оставлял немного места для проблем, составлявших круг интереса классической
теории права.
Если право трактовалось как выражение воли господствующего
класса, а законодательная деятельность в основном должна была служить защите общественного строя, сложившегося исторически, а потому преходящего, то вопросы об абсолютном в праве, об отношении права к вечным ценностям бытия человека к вере, истине, справедливости и др.,
вопросы о нравственно-этических и социальных корнях государственности обречены были оставаться на периферии правосознания.
В последние десятилетия актуальную задачу возрождения
традиций отечественного государствоведения как органичной части общеправовой теории активно осуществляют Д.А.Керимов, Э.В.Кузнецов, В.С.Нерсесянц, В.П.Сальников и др.
ученые-юристы.

Сегодня настоятельно необходимо осваивать и возрождать традиции нравственно-правового уклада России, позволившего ей сохранить здо389
[стр. 5]

ходного пункта дедуцирования определений права, гегелевское понятие свободной воли личности, идея гражданского общества и государства как выражение нравственного строя народа.
Нашли применение методологические принципы немецкой классической философии, такие как диалектический анализ, единства исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, взаимопереход субъективного и объективного.
Используя эти принципы, русские правоведы были заняты поиском этико-онтологических корней права, который мы найдем в работах Б.Н.Чичерина, В.С.Соловьева, позже П.И.Новгородцева, Е.Н.Трубецкого, И.В.Михайловского, Н.Н.Алексеева, С.JI.Франка, ИА.Ильина и др.
позволял осмыслить нравственно-правовые основы бытия Отечества, используя потенциал западной философской, этической и юридической мысли, так можно выразить сверхзадачу русской правовой науки, вполне определившуюся ко второй половине прошлого столетия и сохраняющую свою актуальность и по сей день.
Развитие отечественной философии права задача совершенно необходимая, если мы действительно хотим создавать правовое государство, продолжающее национальные и духовные традиции русского народа.
И важнейшим шагом на пути к ее решению должна стать актуализация традиций и идей дореволюционной отечественной
философии права.
В русской философии права преобладало стремление к цельности знания и обостренное чувство реальности, которое сочеталось с признанием роли опыта как чувственного, так и духовного, дающего возможность глубже понять сущность бытия.
В ней имела большое значение интеллектуальная интуиция, нравственный, социально-правовой опыт личности, а также религиозно-нравственный опыт народа.
Все это проблемы, которые обходил стороной
"юридический позитивизм", доминировавший до недавнего времени.
Он оставлял немного места для проблем, составлявших круг интереса классической
философии права.
Если право трактовалось как выражение воли господствующего


[стр.,6]

класса, а законодательная деятельность в основном должна была служить защите общественного строя, сложившегося исторически, а потому преходящего, то вопросы об абсолютном в праве, об отношении права к вечным ценностям бытия человека к вере, истине, справедливости и др.
обречены были оставаться на периферии правосознания.

Не случайно и то, что сделанное в области философии права за восемьдесят лет после Октябрьской революции невозможно сравнивать с тем, что сделано за те же годы до нее.
Упущение тем более досадное, что на "позитивистски мыслящем” Западе философия права глубоко интегрирована в систему правоведческих наук, ее идеи весьма существенны как для юридического образования, так и для формирования правосознания.
Достаточно указать на влияние феноменологической школы права (М.Шелер, Ю.Хабермас) или, к примеру, скандинавского "правового реализма”, опирающегося на принципы аналитической философии (А.Хагерстрем, К.Оливекруна, В.Лундстедт).
В последние десятилетия актуальную задачу возрождения
философии права как органичной части общеправовой теории активно осуществляют Д.А.Керимов, Э.В.Кузнецов, В.С.Нерсесянц, В.П.Сальников и др.
ученые-юристы.

Возрождение традиций русского права, правовой культуры и правосознания невозможно без глубокого и всестороннего изучения русского философскоправового наследия.
Состояние научной разработки темы.
При решении основных исследовательских задач, поставленных в диссертации, были проанализированы и обобщены труды отечественных и зарубежных ученых, внесших значительный вклад в дело историко-правового исследования немецкой классической философии права и отечественного правоведения.
В истории русской правовой мысли немецкая философия права всегда занимала видное место, активно изучалась и обсуждались известными юристами.
Однако, имелись и отдельные недостатки в понимании классической филосо

[стр.,320]

общее-единичное, случайность-закономерность и т.д.) ни раскрывало внутренней сущности правовых отношений, ни стимулировало творческой мысли.
"Юридический позитивизм", господствовавший в советский период нашей истории, оставлял немного места для проблем, входивших в круг интереса классической философии права.
Если право трактовалось как выражение воли господствующего класса, а законодательная деятельность в основном должна была служить защите общественного строя, сложившегося исторически, а потому преходящего, то вопросы об абсолютном в праве, об отношении права к вечным ценностям бытия человека к вере, истине, справедливости и др.

обречены были оставаться на периферии правосознания.

Неслучайно и то, что сделанное в области философии права за восемьдесят лет после Октябрьской революции невозможно сравнивать с тем, что сделано за те же годы до нее.
Упущение тем более досадное, что на "позитивистски мыслящем" Западе философия права глубоко интегрирована в систему правоведческих наук, ее идеи весьма существенны как для юридического образования, так и для формирования правосознания.
Достаточно указать на влияние феноменологической школы права (М.Шелер, Ю.Хабермас) или, к примеру, скандинавского "правового I реализма", опирающегося на принципы аналитической философии (А.Хагерстрем, К.Оливекруна, В.Лундстедт), на работы крупнейшего современного немецкого теоретика философии права Р.Циппелиуса.
Учитывая сказанное, можно отметить, что сегодня развивать и изучать философские основания права мы можем лишь с опорой на классическое философско-правовое наследие, тем более, что основополагающим моментом всякой философии права является историческая редукция права.
Основы современных подходов к трактовкам сущности права были заложены в немецкой классической философии.
Так, согласно И.Канту, право имеет чисто формальную природу, которое регулирует внешние условия отношения людей.
Право должно лишь обеспечить сохранение всеобщей свободы в каче320

[Back]