Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 391]

применения относительно конкретных социальных предпосылок, включая правовую культуру народа, мы должны будем обратиться к истории его культуры, истории правосознания и национальной правовой культуры.
Этот опыт нашел свое отражение и осмысление в русской
теории права.
Ее возрождение должно стать важной предпосылкой целенаправленного формирования правовой культуры личности и общества.

В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавшего в нашей науке юридического позитивизма и догматизма, а также возрождения традиций отечественной юридической науки.

Наука полицеистики являлась одним из ведущих направлений русской общественной мысли конца XIXначала XX веков, но, возможно, силу ее сложной специфики она до настоящего времени остается все еще не интегрированной в систему современного юридического образования.
Опыт трактовки и изучения предмета
полицеистики, исследования его отношения к теории права и государства, к вопросам становления основ государственности, накопленный русской теоретико-правовой мысли обязательно должен быть востребован.
Именно этим вопросам было посвящено данное исследование.
391
[стр. 3]

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.
Формирование правовой культуры современного российского общества требует переосмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-пра-вовых идеалов1.
Сегодня 1уманитарные науки, и правовая наука в том числе, могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания.
Важнейший путь к постижению культуры народа изучение его истории, в том числе и истории мышления: философского, естественно-научного и не в последнюю очередь правового.
Поэтому, если мы хотим понять и научно обосновать принципы нормотворчества и правоприменения относительно конкретных социальных предпосылок, мы должны будем обратиться к особенностям истории правосознания и национальной правовой культуры.
Этот опыт нашел свое отражение и осмысление в русской
философии права.
Ее возрождение должно стать важной предпосылкой целенаправленного формирования правовой культуры личности и общества.

Необходимость этого осознается как философами, так и юристами, причем последними даже в большей степени.
В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавшего в нашей науке юридического позитивизма и догматизма, а также возрождения традиций отечественной юридической науки.

Философия права являлась одним из ведущих направлений русской общественной мысли конца XIX начала XX веков, но, возможно, в силу ее сложной специфики, она до настоящего времени остается все еще не интегрированной в систему современного юридического образования.
Опыт трактовки и изучения предмета
философии права, исследования его отношения к положительно1См.: Сальников В.П.
Философия права // Философия.
СПб., 1998.
С.
138-139.


[стр.,187]

софско-правового идеализма, которому противостояли, с одной стороны, марксисты, с другой — ученые, взявшие на вооружение позитивистскую методологию.
К числу последних принадлежали крупные правоведы рубежа XIX XX веков: С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский, Н.М.Коркунов, Л.И.Петражицкий, Г.Ф.Шершеневич и др.
Философия права являлась одним из ведущих направлений русской общественной мысли конца XIX начала XX веков, но, возможно, силу ее сложной специфики она до настоящего времени остается все еще не востребованной в системе академического образования.
Между тем именно эта интеллектуальная традиция внесла огромный вклад в борьбу против господства в России негативного отношения к праву и способствовала критике позитивистских тенденций в методологии правоведческой науки, которые господствовали в русской общественной мысли на протяжении XIX века и особенно в пореформенной период (хотя следует оговорить, что ряд представителей русской идеалистической философии права, например П.И.Новгородцев, испытали определенное влияние позитивистской методологии).
В связи с этим характер позитивистской философии права в целом и позитивистской методологии познания правовых явлений следует рассмотреть особо.
Позитивизм направление в науке и философии, основанное на принципе, согласно которому всё положительное (позитивное) знание может быть получено как результат специальных наук и их синтетического объединения.
Реально существующими, с точки зрения позитивистов, могли быть признаны только единичные вещи и явления* данные нам в чувственном опыте.
Всеобщие же начала мироздания бытие, абсолютное добро, свобода рассматривались как результат обобщения данных чувственного опыта, как правило, позитивисты отрицали их онтологический статус.
Основы позитивизма были заложены в середине XIX в.
в трудах французского ученого О.Конта, англичан Дж.Ст.Милля и Г.Спенсера.
Позитивисты критиковали классическую философию права, считая, что эта наука должна отбросить метафизические умо187

[стр.,283]

нову правоведения XIX XX вв.
были: свобода и ответственность личности, право и нравственность, ценностные ориентиры в праве, перспективы постулатов естественного права.
Сегодня становится отчетливо видно, что «право и мораль представляют собой определенную меру свободы индивида.
Взаимосвязь их при этом выражается в том, что право как мера свободы нуждается в моральном самоограничении личности, а мораль в ряде юридических ограничений во имя общественной нравственности»1.
Исследование этих фундаментальных категорий в указанном аспекте представляется одним из наиболее перспективных направлений развития российского правоведения.
Особенностью развития правовой культуры российского общества на рубеже XXI столетия является четко определившаяся необходимость переосмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых идеалов.
В этих сложных условиях гуманитарные науки, и правовая наука в том числе, отвечая на запрос времени, могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания.
Этот опыт нашел свое отражение и осмысление в русской
философии права.
Ее возрождение должно стать важной предпосылкой целенаправленного формирования правовой культуры личности и общества.

Необходимость этого осознается как философами, так и юристами, причем последними даже в большей степени.
В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавшего в нашей науке юридического позитивизма и догматизма, а также возрождения традиций отечественной юридической науки.

Преобразование базисных смыслов универсалий культуры и соответственное изменение типа правовой культуры, как правило, определяется переломным моментом человеческой истории и связано с трансформацией не только общества и образов мира, но и производимых им типов личностей, их правоотношеЛуковская Д.И.
Право и мораль: взаимосвязь и автономия // Государство и право.
1998.
№8.
С.
117.
283

[Back]