Проверяемый текст
Кожевников, Сергей Борисович; Фирма как институт рыночной экономики (Диссертация 2006)
[стр. 45]

лесной промышленности, машиностроения.
В качестве разновидности слияния можно рассматривать переход на единую акцию в нефтяных компаниях.
Третий этап (реорганизационный «спад»),
видимо, начинается с 2002 г.
Происходит некоторое снижение темпов экспансии сложившихся групп, завершаются процессы консолидации и наметился переход к реструктуризации групп и легализация аморфных групп).
В целом процесс структурных изменений в российских компаниях (различные типы реорганизации в юридическом смысле) развивается
довольно интенсивно.
Безусловно, оценка масштабов процесса слияний и поглощений в России зависит от выбранного методологического подхода.
Так, при наиболее широком подходе многие крупные приватизационные сделки могут расцениваться как дружественное или враждебное поглощение, и тогда значимость этого процесса для корпоративного сектора
страны в течение всех 10 лет его масштабного развития (19922002 гг.) исключительно высока.
Если подойти с
позиции наиболее строгих и традиционных дефиниций, то применительно к России речь может идти только о постприватизационном периоде, единичных вторичных трансакциях и крупных компаниях.
Альтернативные ограничения в данном случае носят объективный характер (как для слияний, так и для поглощений): необходимость крупных денежных средств (кредитов), которые доступны лишь
небольшому числу компаний и банков; возможность мобилизовать значительные пакеты акций для обмена; отсутствие «юридически чистых» объектов для поглощения как наследие приватизации (возможные нарушения, незарегистрированный первый выпуск, срок давности по приватизационным сделкам и ДР-)Собственно слияния (дружественные поглощения) корпораций в строгом смысле (то есть участие равных фирм, дружественная и согласованная сделка крупных фирм без скупки акций мелких держателей, обмен акциями или создание новой компании) пока не стали заметным явлением, хотя именно для этой формы не требуется высокоразвитый рынок капиталов.
45
[стр. 129]

* сурсов.
Позитивный характер данной тенденции связан прежде всего с тем, что, во-первых, происходит определенное упорядочивание структуры акционерного капитала, во-вторых, это важно в силу общеотраслевого эффекта: другие предприятия также вынуждены предпринимать меры по реструктуризации, чтобы не стать объектом следующего поглощения (попытки поглощения).
Таким образом, для первого (начального) этапа с середины 90-х гг.
до кризиса 1998 года характерны типичны единичные попытки использования классических методов поглощений.
Если учитывать приватизационные сделки, то именно этот период наиболее широко характеризуется «поглощениями через приватизацию».
Данный способ был актуален как самостоятельный механизм, так и в рамках экспансионистской стратегии первых ФПГ (прежде всего неформальных банковского происхождения).
Второй этап (послекризисный «бум») приходится на период с середины 1999 года до 2002 года.
Именно в этот период наиболее явно проявились специфические причины, вызвавшие волну слияний и поглощений.
Главным стимулом для их активизации в первые послекризисные годы стала продолжающаяся консолидация акционерного капитала.
Тем не менее, в силу особенностей применяемых методов некоторые аналитики предпочитают даже не использовать термин «слияния и поглощения», ограничиваясь привычным «передел собственности».
В этот период экспансия промышленных групп сочеталась с усилением процесса консолидации активов.
Послекризисная финансовая ситуация способствовала ускорению темпа слияний и поглощений в тех секторах экономики, где потенциальная готовность к этому уже имелась до кризиса.
Процесс слияний и поглощений, первоначально инициированный крупнейшими нефтяными компаниями, в этот период был наиболее характерен для черной и цветной металлургии, химии, угольной отрасли, машиностроения, пищевой, фармацевтической и лесной промышленности.
В качестве разновидности слияния можно рассматривать переход на единую акцию в нефтяных компаниях.
Третий этап (реорганизационный «спад»)
либо начинается в настоящее время, либо начнется довольно скоро.
Для него характерно некоторое снижение темпов экспансии сложившихся групп, завершение процессов консолидации и наметившийся переход к реструктуризации групп и юридической реорганизации (прежде всего легализация аморфных холдингов и групп).
В целом процесс структурных изменений в российских компаниях (различные типы реорганизации в юридическом смысле) развивается
достаточно интенсивно.
По данным МАП РФ, число различных операций, связанных со структурными изменениями, составило в 1997 году 5000, 1998 около 9000, 1999 около 129

[стр.,130]

11 ООО, 2000 около 16 000, 2001 свыше 20 000.
67 Безусловно, оценка масштабов процесса слияний и поглощений в России зависит от выбранного методологического подхода.
Так, при наиболее широком подходе многие крупные приватизационные сделки могут расцениваться как дружественное или враждебное поглощение, и тогда значимость этого процесса для корпоративного сектора
России в течение всех 10 лет его масштабного развития (1992-2002 гг.) исключительно высока.
Если подойти с
позиций наиболее строгих и традиционных дефиниций, то речь применительно к России может идти только о пост-приватизационном периоде, единичных вторичных трансакциях и крупных компаниях.
Альтернативные ограничения в данном случае носят объективный характер (как для слияний, так и для поглощений): необходимость крупных денежных средств (кредитов), которые доступны лишь
крупнейшим компаниям (банкам), возможность мобилизоватьл значительные пакеты акций для обмена, отсутствие «юридически чистых» объектов для поглощения как наследие приватизации (возможные нарушения, незарегистрированный первый выпуск, срок давности по приватизационным сделкам и др.).
Собственно слияния (дружественные поглощения) корпораций в строгом смысле
(т.е.
участие равных фирм, дружественная и согласованная сделка крупных фирм без скупки акций мелких держателей, обмен акциями или создание новой компании) пока не стали заметным явлением
в России, хотя именно для этой формы не требуется высокоразвитый рынок капиталов.
Этот процесс традиционно активизируется на стадии экономического роста и тенденции к росту курсов акций, тогда как в условиях России он чаще рассматривается в качестве возможного антикризисного механизма, в политическом контексте или как институциональная формализация технологической интеграции (восстановление старых хозяйственных связей, борьба за доли рынка, вертикальная интеграция).
Несмотря на целый ряд ограничений (необходимость консолидации крупных пакетов акций, четкой и зафиксированной структуры собственности в корпорации, значительных ликвидных ресурсов), наибольшее развитие в России получили именно враждебные поглощения, т.е.
собственно рынок корпоративного контроля.
Его активизация в различные периоды связана прежде всего с экспансией крупнейших групп (холдингов).
Тем не менее, если принять во внимание весь спектр классических (общепринятых в мировой практике) и специфичных для России методов поглощения (например, банкротство), то объемы такого рода операций, особенно после 1998 года, очень значительны.
67Доступная статистика дает представление только о рассмотренных антимонопольными органами ходатай ствах и уведомлениях при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии с требованиями ст.
17-18 закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
130

[Back]