Проверяемый текст
Кожевников, Сергей Борисович; Фирма как институт рыночной экономики (Диссертация 2006)
[стр. 46]

Только в настоящее время данный процесс активизируется на стадии экономического роста национальной экономики и при тенденции к повышению курсов акций.
В России до 2001 года он чаще рассматривался в качестве возможного антикризисного механизма, в политическом контексте или как институциональная формализация технологической интеграции (восстановление старых хозяйственных связей, борьба за доли рынка, вертикальная интеграция).
Несмотря на целый ряд ограничений (необходимость консолидации крупных пакетов акций, четкой и зафиксированной структуры собственности в корпорации, значительных ликвидных ресурсов), наибольшее развитие в России получили именно враждебные поглощения,
то есть собственно рынок корпоративного контроля.
4 Выявление особенностей слияний и поглощений в России представляет самостоятельный интерес.
В этом контексте целесообразно выделить несколько
их групп.
Первая группа особенностей связана с различиями в причинах данных процессов.
Хотя «волны» слияний и поглощений традиционно сопутствуют стадии экономического роста, в условиях
России вне зависимости от стадий весьма существенно влияние таких факторов, как постприватизационное перераспределение собственности, экспансия и реорганизация крупных групп и финансовые кризисы.
Спонтанный процесс консолидации акционерного капитала и захват контроля в корпорациях после кризиса 1998 г.

являются тому несомненным подтверждением.
регулирования США, где модификация форм и методов слияний и поглощений была связана, в том числе, и с введением новых мер государственного регулирования) было незначительно.
Слияния и поглощения применительно к конкретным формам и направлениям объединения происходили преимущественно спонтанно.
Вместе с тем эти процессы (интеграция, консолидация) косвенно являются защитной реакцией на последствия (издержки) приватизации, незащищенность прав собственности, налоговую политику.
46
[стр. 130]

11 ООО, 2000 около 16 000, 2001 свыше 20 000.
67 Безусловно, оценка масштабов процесса слияний и поглощений в России зависит от выбранного методологического подхода.
Так, при наиболее широком подходе многие крупные приватизационные сделки могут расцениваться как дружественное или враждебное поглощение, и тогда значимость этого процесса для корпоративного сектора России в течение всех 10 лет его масштабного развития (1992-2002 гг.) исключительно высока.
Если подойти с позиций наиболее строгих и традиционных дефиниций, то речь применительно к России может идти только о пост-приватизационном периоде, единичных вторичных трансакциях и крупных компаниях.
Альтернативные ограничения в данном случае носят объективный характер (как для слияний, так и для поглощений): необходимость крупных денежных средств (кредитов), которые доступны лишь крупнейшим компаниям (банкам), возможность мобилизоватьл значительные пакеты акций для обмена, отсутствие «юридически чистых» объектов для поглощения как наследие приватизации (возможные нарушения, незарегистрированный первый выпуск, срок давности по приватизационным сделкам и др.).
Собственно слияния (дружественные поглощения) корпораций в строгом смысле (т.е.
участие равных фирм, дружественная и согласованная сделка крупных фирм без скупки акций мелких держателей, обмен акциями или создание новой компании) пока не стали заметным явлением в России, хотя именно для этой формы не требуется высокоразвитый рынок капиталов.
Этот процесс традиционно активизируется на стадии экономического роста и тенденции к росту курсов акций, тогда как в условиях России он чаще рассматривается в качестве возможного антикризисного механизма, в политическом контексте или как институциональная формализация технологической интеграции (восстановление старых хозяйственных связей, борьба за доли рынка, вертикальная интеграция).
Несмотря на целый ряд ограничений (необходимость консолидации крупных пакетов акций, четкой и зафиксированной структуры собственности в корпорации, значительных ликвидных ресурсов), наибольшее развитие в России получили именно враждебные поглощения,
т.е.
собственно рынок корпоративного контроля.
Его активизация в различные периоды связана прежде всего с экспансией крупнейших групп (холдингов).
Тем не менее, если принять во внимание весь спектр классических (общепринятых в мировой практике) и специфичных для России методов поглощения (например, банкротство), то объемы такого рода операций, особенно после 1998 года, очень значительны.
67Доступная статистика дает представление только о рассмотренных антимонопольными органами ходатай ствах и уведомлениях при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии с требованиями ст.
17-18 закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
130

[стр.,131]

Выявление особенностей слияний и поглощений в России представляет самостоятельный интерес.
В этом контексте целесообразно выделить несколько
групп.
Первая группа особенностей связана с различиями в причинах данных процессов.
Хотя волны слияний и поглощений традиционно сопутствуют стадии экономического роста, в условиях
пост-коммунистической России вне зависимости от стадий значительно влияние таких факторов, как пост-приватизационное перераспределение собственности, экспансия и реорганизация крупных групп и финансовые кризисы.
Спонтанный процесс консолидации акционерного капитала и захват контроля в корпорациях после кризиса 1998 года
является тому несомненным подтверждением.
Прямое влияние государственного регулирования (в отличие, к примеру, от США, где модификация форм и методов слияний и поглощений была связана в том числе с введением новых мер.
государственного регулирования)
имеет минимальный характер.
Процесс слияний и поглощений в том, что касается конкретных форм и направлений объединения, происходит преимущественно спонтанно.
Вместе с тем слияния и поглощения (интеграция, консолидация) косвенно являются защитной реакцией на последствия (издержки) приватизации, незащищенность прав собственности, налоговую политику.
Необходимо также учесть такие общие факторы, как изначальное сохранение условий монополизации экономики, формирование (фактически) основного экспортного потока на 2000 российских предприятий, включение большинства экспортеров в те или иные группы и относительно стабильная структура их акционеров (к августу 1998 г.).
Данные факторы сказывались на «частоте» использования данных операций.
Вторая группа обусловлена спецификой российского фондового рынка.
Рынок ценных бумаг в России с самого начала развивался как рынок корпоративного контроля.
Для современной ситуации характерно снижение объема операций, формирующих портфельные инвестиции, и увеличение масштабов выкупа акций с целью передела собственности.
Тем не менее слияния и поглощения практически не затрагивают организованный фондовый рынок и рыночная цена акций на вторичном рынке не имеет существенного значения.
Крупнейшие «голубые фишки» с относительно ликвидным рынком в наименьшей степени могут стать объектом поглощения, даже если их рыночная стоимость существенно занижена по сравнению с потенциальной.
Третья группа особенностей связана со спецификой структуры собственности российских компаний и участников операций: несмотря на определенные правовые механизмы, миноритарные акционеры компании-«цели» играют пассивную роль и не могут выступать полноценными 131

[Back]