Проверяемый текст
Кожевников, Сергей Борисович; Фирма как институт рыночной экономики (Диссертация 2006)
[стр. 50]

ния, реструктурируется вся группа, которая впоследствии участвует в прибылях и активах единой компании или свою часть акций продает заказчику [40].
Основные методы защиты, применяемые менеджерами (акционерами) поглощаемой компании в западной практике, хорошо известны и подразделяются на две основные группы: превентивные («отпугивание акул», «ядовитые пилюли», разнообразные «парашюты», участие работников в капитале, защита реестра и изменение места регистрации корпорации, создание стратегического альянса и др.); применяемые уже после объявления тендерного предложения (тяжба, приглашение «белого рыцаря», соглашение о непоглощении, обратный выкуп с премией, контрнападение на акции «захватчика», реструктуризация активов или обязательств, Р11-защита и др.) (41).
Среди известных в России методов сопротивления потенциальному агрессору, которые использовались менеджерами (акционерами) компании объекта поглощения, могут встречаться почти все
применяемые в мировой практике (с поправкой на специфику рынков).
Тем не менее, превентивные методы защиты (если
не считать такие, как контроль реестра, максимальная концентрация акционерных владений или «распыление» активов в рамках группы) распространены сравнительно слабо.
При рассмотрении специфики техники поглощений в России надо отметить весьма важный вопрос, связанный с альтернативными источниками финансирования российских предприятий (42).
По сути, имеет место прямая связь между наиболее активно
используемыми приемами поглощений и возможностями финансирования.
Проблема заключается в том, что привлечение действительно внешнего финансирования (как акционерного, так и заемного) в современных условиях резко повышает риск враждебного поглощения (через скупку акций, кредиторской задолженности, векселей и/или банкротство).
В 1998-2002
гг.
такие стали кусственное создание кредиторской задолженности (с концентрацией акций или всех требований у аффилированной компании) оказались распространенным способом предотвращения враждебного захвата предприятия.
Очевидно,
это ведет как к подрыву возможностей самофинансирования, так и к снижению 50
[стр. 134]

ражных управляющих и т.д.).
Особенно широко распространено использование ошибок эмитентов при регистрации итогов выпусков ценных бумаг.
Принято считать, что российское законодательство предоставляет собственнику предприятия практически неограниченные возможности для защиты бизнеса от поглощения.
В силу этого, во-первых, практически любая техника поглощения доступна прежде всего тем структурам, которые обладают ресурсами политического давления на собственника.
Во-вторых, для России характерно сравнительно редкое явление компании по обеспечению слияний и поглощений.
Схема их деятельности следующая: создается объединенная компания совместно с "«заказчиком" поглощения, реструктурируется вся группа, впоследствии имеет место участие в прибылях и активах единой компании или продажа своей части акций заказчику.
Основные методы защиты, применяемой менеджерами (акционерами) поглощаемой компании в западной практике, хорошо известны и подразделяются на две основные группы: превентивные («отпугивание акул», «ядовитые пилюли», разнообразные «парашюты», участие работников в капитале, защита реестра и изменение места регистрации корпорации, создание стратегического альянса и др.) и те, которые применяются уже после объявления тендерного предложения (тяжба, приглашение «белого рыцаря», соглашение о не-поглощении, обратный выкуп с премией, контрнападение на акции захватчика, реструктуризация активов или обязательств, РИ-защита и др.).68 Среди известных в России методов сопротивления потенциальному агрессору, которые использовались менеджерами (акционерами) компании-объекта поглощения, могут встречаться почти все известные из мировой практики (с поправкой на специфику рынков).
Тем не менее превентивные методы защиты (если
оставить в стороне такие методы, как контроль реестра, максимальная концентрация акционерных владений или «распыление» активов в рамках группы) распространены сравнительно слабо.
Среди мер, применяемых уже при наличии прямой угрозы, особенно велика защитная роль «административного ресурса» (федеральные и региональные власти, местные суды, структуры стречного «черного PR-а», реструктуризации активов и обязательств, контрнападений на акции противника и встречных судебных исков («тяжба»).
При рассмотрении особенностей техники поглощений в России необходимо указать весьма важную проблему, связанную с альтернативными источниками финансирования российских предприятий.69 По сути, имеет место прямая связь между наиболее активно применяемыми приемами поглощений и возможностями 68 Herzel L., Shepro R.
Bidders and Targets: Mergers and Acquisitions in the U.S.
Basil Blackwell, Cambridge, Mass.,1990; Ruback R.
An Overview of Takeover Defences.
Working Paper № 1836-86.
Sloan School of Management, MIT.
September.
1986.
Tab.
1-2.
69Враждебные поглощения.
Материалы специального семинара журнала «Рынок ценных бумаг» и компании «ИнтерФинанс АВ».
В: Рынок ценных бумаг, 2001, № 11, с.
8-17.
134

[стр.,135]

финансирования.
Проблема состоит в том, что привлечение действительно внешнего финансирования (как акционерного, так и заемного) в современных российских условиях резко повышают риск враждебного поглощения (через скупку акций, кредиторской задолженности, векселей и/или банкротство).
В 1998-2002
годах такие поглощения стали обычным явлением.
В связи с этим самовыкуп акций и искусственное создание кредиторской задолженности (с концентрацией акций или всех требований у аффилированной компании) стали распространенным способом предотвращения враждебного захвата предприятия.
Очевидно,
что это ведет как к подрыву возможностей самофинансирования, так и к снижению привлекательности предприятия для возможных внешних инвесторов.
Применительно к российской практике пока трудно оценивать эффективность осуществленных слияний и поглощений, прежде всего в силу отсутствия адекватных статистических данных.
Тем не менее отрицательные примеры известны.
Так, во второй половине 90-х гг.
несколько раз обсуждались перспективы несостоявшихся слияний ряда крупнейших нефтяных компаний.
В декабре 1997 года группа российских компаний, занимающихся производством компьютеров и дистрибуцией компьютерной техники под единой торговой маркой "DVM Group", начала процесс слияния с сетью розничных магазинов компьютерной техники "Белый Ветер".
Перспективы дальнейшего развития обеих компаний были существенно ограничены их специализацией, поэтому подобная вертикальная интеграция была для них весьма логична.
Однако уже в феврале 1999 года болезненный раскол привел к возвращению на рынок двух независимых компаний и полной неразберихе в обслуживании потребителей.
Как было отмечено выше, многие исследователи считают рынок поглощений одним из ключевых внешних механизмов корпоративного управления.
Отмечается, что этот метод наиболее эффективен тогда, когда необходимо “сломить” сопротивление консервативного совета директоров, незаинтересованного в рационализации (раздроблении) компании, особенно если речь идет о высокодиверсифицированной компании.70 Вместе с тем эффективность этого метода для последующего улучшения корпоративного управления все больше подвергается критике.
В частности, отмечается тот факт, что опасность поглощения толкает менеджеров только к реализации краткосрочных проектов из-за опасений снижения курсовой стоимости акций.
Другие критики полагают, что поглощения служат лишь интересам акционеров и не учитывают интересы всех “соучастников”.
Наконец, всегда существует риск дестабилизации деятельности как компании-покупателя, так и поглощенной компании.
Определенная стабилизация в сфере имущественных интересов (в определенном смысле пост-кризисная фиксация сфер имущественных интересов) к 70Coffee J.C.
Shareholders Versus Managers.
Oxford University Press, 1988.
135

[Back]