Проверяемый текст
Кожевников, Сергей Борисович; Фирма как институт рыночной экономики (Диссертация 2006)
[стр. 77]

Указанный пример свидетельствует о том, что для проведения сделок по слияниям и поглощениям требуется внесение изменений в действующие законы для устранения тех или иных правовых неопределенностей, возникающих в ходе соответствующих сделок.
Регулирование государством сделок по слияниям и поглощениям должно быть учете факторов, как соответствие промышленной общей стратегии реорганизации компаний в рамках отраслей, поддержание рыночной конкуренции, обеспечение прозрачности проводимых операций, защита прав акционеров (в том числе миноритарных), смягчение социальных конфликтов, возможных в результате слияний и поглощений.
Российское законодательство, связанное со слияниями и поглощениями компаний, является избыточно либеколичества ограничений (анти-ральным не содержит такого монопольных, корпоративных, природоохранных и других), как в США и ЕС и нуждается в дальнейшем совершенствовании по целому ряду направлений.
В частности, целесообразно обеспечить максимально возможную независимость и прозрачность действий ФАС и других субъектов конкурентной политики, в том числе посредством формализованной оценки последствий принимаемых регулирующих решений для конкурентной среды на соответствующих рынках.
Тем не менее, указанное законодательство достаточно быстро и динамично развивается, что создает некоторые трудности при его применении как в силу новизны, так и в силу того, что при принятии новых нормативных правовых актов нередко остаются без внимания «подводные камни» в виде ранее принятых законов и подзаконных правовых актов, которые могут оказать существенное воздействие на поведение участников рассматриваемых сделок.
Социальные конфликты, возникающие при реорганизации, хорошо известны на практике, однако специальное регулирование
отсутствует.
Термин «реорганизация», используемый в Гражданском кодексе РФ (ст.
57), относится лишь к правовым аспектам деятельности предприятий в части регламентации возможных промежуточных трансформаций юридических лиц в диапазоне между созданием и ликвидацией (но в содержательном плане
включает их, поскольку реорганизация есть также способ как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых).
Законодательно установленные формы реорганизации ог77
[стр. 136]

2005 году создает предпосылки для нового этапа враждебных поглощений.
Как дефицит «свободных» объектов для захвата, так и постепенное исчерпание свободных финансовых ресурсов (значительных в добывающих отраслях после девальвации 1998 года), позволяют предположить, что стиль поглощений в ближайшие годы будет в большей мере «административным» с использование долговых схем, судебных исков о ничтожности ранее состоявшихся сделок и т.п.
В этой связи отдельной серьезной проблемой является эффективность регулирования слияний и поглощений через законодательство, специальных регуляторов и правоприменительные механизмы.
Как свидетельствует мировой опыт, проблема слияний и поглощений с точки зрения государственного регулирования предполагает учет нескольких направлений: соответствие промышленной политике и общей стратегии реорганизации в рамках соответствующих секторов и отраслей, поддержание активного функционирования конкурентных механизмов в экономике, обеспечение прозрачности операций на рынке корпоративного контроля, защита прав акционеров (в том числе миноритарных), регулирование социальных конфликтов, порождаемых слияниями и поглощениями.
Современное российское законодательство, помимо общих норм Гражданского кодекса РФ, сосредоточено (в значительной мере формально) прежде всего на антимонопольных аспектах (экономическая концентрация) и отдельных вопросах прозрачности и защиты прав акционеров.
Проблемы соответствия требований законодательства о слияниях и поглощениях промышленной политике вряд ли актуальны для рассмотрения в силу отсутствия какой-либо концепции промышленной политики в РФ.
Социальные конфликты, возникающие при реорганизации, хорошо известны на практике, однако специальное регулирование
(как, например, в ряде директив ЕС) отсутствует.
Термин «реорганизация», используемый в Гражданском кодексе РФ (ст.
57), относится лишь к правовым аспектам деятельности предприятий в части регламентации возможных промежуточных трансформаций юридических лиц в диапазоне между созданием и ликвидацией (но в содержательном плане
включая последние, ибо реорганизация есть также способ как прекращения, так и возникновения новых юридических лиц).
Законодательно установленные формы реорганизации ограничены следующим перечнем: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При этом в законодательстве отсутствует какоелибо определение собственно реорганизации.
Следует также заметить, что установленные в Гражданском кодексе РФ формы реорганизации юридического лица не отражают всего многообразия экономических форм реструктуризации.71 Вместе с тем различающиеся по экономи71Львов Ю.А., Русинов В.М., Саулин А.Д., Страхова О.А.
Управление акционерным обществом в России.
М., Новости, 2000.
136

[Back]