Проверяемый текст
Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие/Под ред. к.ю.н., доц. А.В. Галаховой. – М., Норма, 2005. -940с.
[стр. 108]

108 на расстоянии речевой информации электрическими сигналами, распространяющимися по проводам или радиосигналам1.
По мнению С.
Данилюка, С.
Виноградова С.
Щерба под определение «телефонные переговоры» подпадают также речевые сообщения, ведущиеся с иных переговорных аппаратов (устройств): селекторных, проводных, радио и иных технических средств передачи речевой информации2.
Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что прослушивание телефонных переговоров регламентируется сразу несколькими законами, основными из которых являются Уголовно-процессуальный кодекс России и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Безусловно, названные законы включают немало положений, удовлетворяющих вышеперечисленным требованиям.
В российских законах не определена категория людей, чьи разговоры могут быть прослушаны.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что прослушивание проводится при наличии достаточных оснований полагать, что переговоры подозреваемого, обвиняемого или иных лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела3.
По свидетельству А.
Хорошавкиной, именно незаконное прослушивание телефонных переговоров составляет «львиную долю» нарушений неприкосновенности тайны частного характера4.
Телефонная связь в настоящее время является самой распространенной.
Не секрет, что технически наиболее просто прослушать как раз разговор по телефону (например, путем параллельного подключения, установки «жучков», сканирования и т.п.) Нарушение тайны телефонных переговоров заключается в нарушении конфиденциальности передаваемой по телефону информации без согласия абонентов, 'Большая Советская Энциклопедия.
3-е изд.
Т.
25.
М., 1976.
С.
402.
2Данилюк С.
Как прослушать телефонный разговор / С.
Данилюк [и др.].
И Социалистическая законность.
1991.
№ 2.
С.
32.
3 Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения, отмечается в п.
14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.
«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

4Хорошавкина А.
Телефонное пиратство.
// Экономика и жизнь.
№6.
1999, 10 июня.
[стр. 104]

обеспечить конфиденциальность сообщения относительно третьих лиц.
Для предупреждения фактов нарушения телеграфных сообщений предусмотрены специальные правила.
Так, уведомления о вручении телеграмм, адресованных в места временного нахождения граждан (общежития, дома отдыха, санатории, пансионаты, оздоровительные лагеря, больницы, коллективные садоводческие товарищества и т.п.), передаются в адрес отправителя после вручения телеграммы специальному лицу, уполномоченному на получение телеграмм, доставляемых в соответствующий адрес.
Телеграммы, адресованные гражданам по месту их проживания, должны вручаться лично адресату или, в его отсутствие, совершеннолетнему члену семьи.
При этом телеграммы с отметками "Уведомление телеграфом", "Уведомление телеграфом срочное", "Заверенная" должны вручаться при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Запрещается оставлять телеграммы в абонентском шкафу (почтовом ящике) при отсутствии письменного заявления адресата.
Нарушение тайны иных сообщений заключается в незаконном ознакомлении посторонних лиц с сообщениями граждан, передаваемыми посредством специальных средств связи, радиостанций и т.п.
Нарушение тайны сообщений граждан необходимо отличать от правомерного ограничения тайны телефонной, телеграфной, почтовой и иных видов связи на основании действующего законодательства.
Такое ограничение согласно ст.
23 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения.
Речь идет о допускаемом ФЗ от 12 августа 1995 г.
"Об оперативнорозыскной деятельности"*(145)проведении
оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров, которые проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств уполномоченных на то органов (ст.
6).
Правомерное ограничение тайны переписки возможно и в процессе осуществления уголовно-процессуальной деятельности.
Согласно ст.
13 УПК наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения.
Поскольку ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения, отмечается в п.
14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.
"О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия",
судам надлежит иметь в виду, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Состав преступления, предусмотренного ч.
1 рассматриваемой статьи, формальный.
Преступление окончено с момента противоправного ознакомления с передаваемой информацией или незаконной передачи информации вместо адресата третьим лицам.
Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений близка по содержанию к предмету преступления, о котором идет речь в ст.
137 УК.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
право на

[Back]