Проверяемый текст
Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие/Под ред. к.ю.н., доц. А.В. Галаховой. – М., Норма, 2005. -940с.
[стр. 145]

145 цинских документов.
Например, вместо «Московская городская психиатрическая (кожно-венерологическая, наркологическая, туберкулезная) больница» «Больница (диспансер, поликлиника и др.)
1».
Нарушение этого порядка может повлечь за собой незаконное распространение информации о частной жизни гражданина.

По субъекту преступления разграничение преступлений также не представляет больших трудностей.
Разграничительных линий здесь две: возраст, на основании ст.
20 УК России и признаки специального субъекта (см Приложение №3).
Субъект преступления по ч.
1 ст.ст.
137 и 138 УК России — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
В то же время ч.
2 данных статей предусматривает квалифицированный состав преступления за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Им может быть как должностное лицо, так и служащий государственного или муниципального учреждения, а равным образом иные лица, использующие свое служебное положение в коммерческих или некоммерческих организациях.
Здесь важен не сам правовой статус лица, занимающего определенное положение, а его возможности по собиранию или распространению конфиденциальных сведений о частной жизни.
Так, например, сведениями о частной жизни лица может располагать журналист.
В силу характера своей работы он может на законных основаниях получить конфиденциальную информацию о гражданах, разглашение которой без их согласия не допускается.
Согласно ст.
41 Закона
России от 27 декабря 1991 г.
«О средствах массовой информации» редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданами с условием сохранения их в тайне.
Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное право
[стр. 96]

Врачебную и одновременно личную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, а также иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.
Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
К лицам, которые обязаны хранить врачебную тайну, относятся не только медицинские работники, но и другие лица, которым указанные сведения стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных ч.
3 и 4 ст.
61 Основ.
С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Согласно ч.
4 ст.
61 Основ предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: а) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; в) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; г) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; д) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
При наличии таких условий передача сведений о состоянии здоровья гражданина третьим лицам не образует признаков состава преступления, предусмотренного ст.
137 УК.
При определении незаконности распространения необходимо руководствоваться не только законом, но и подзаконными нормативными актами, изданными в пределах компетенции соответствующих органов государственной власти.
Так, в целях реализации требований закона об охране врачебной тайны разработана Инструкция для медицинских учреждений, согласно которой в целях соблюдения ст.
23 Конституции РФ, ст.
30 и 61 Основ и ст.
8 и 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г.
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"*(132) руководителям органов здравоохранения, лечебнопрофилактических, учебных и научно-исследовательских учреждений, организаций предписывается использовать по согласованию с пациентами или их законными представителями специальные печать или штамп учреждения, организации без указания профиля при оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и других медицинских документов.
Например, вместо "Московская городская психиатрическая (кожновенерологическая, наркологическая, туберкулезная) больница" "Больница (диспансер, поликлиника и др.)
N 1"*(133).
Нарушение этого порядка может повлечь за собой незаконное распространение информации о частной жизни гражданина.

Незаконное распространение сведений о частной жизни лица возможно путем нарушения тайны исповеди.
Согласно п.
7 ст.
3 ФЗ от 26 сентября 1997 г.
"О свободе совести и о религиозных объединениях"*(134) тайна исповеди охраняется законом.


[стр.,97]

Сведениями о частной жизни лица может располагать журналист.
В силу характера своей работы он может на законных основаниях получить конфиденциальную информацию о гражданах, разглашение которой без их согласия не допускается.
Согласно ст.
41 Закона
РФ от 27 декабря 1991 г.
"О средствах массовой информации"*(135) редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданами с условием сохранения их в тайне.
Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение
или антиобщественное действие либо признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего или его законного представителя.
Сведения о частной жизни лица могут составлять адвокатскую тайну.
Эти сведения, полученные адвокатом при исполнении обязанностей, не могут передаваться им третьим лицам без согласия своего клиента.
Запрет распространяется и на передачу полученных адвокатом сведений правоохранительным органам.
Так, согласно ст.
8 ФЗ от 31 мая 2002 г.
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"*(136) адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Точно так же адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием иной юридической помощи.
Сведения о частной жизни лица могут находиться в документах нотариуса, составляя его профессиональную тайну.
Согласно ст.
16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.*(137) нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.
Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением противоправного нотариального действия.
Сведения о частной жизни гражданина могут быть получены при осуществлении правомерной деятельности частного детектива.
В таком случае закон возлагает на частных детективов обязанность хранить их в тайне от третьих лиц, предупреждая несанкционированный доступ к собранной информации.
Статья 7 Закона РФ от 11 марта 1992 г.
"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"*(138) запрещает частным детективам разглашать собранную информацию, использовать ее вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц.
Разглашение этих сведений при наличии других признаков состава преступления влечет ответственность по ст.
137 УК.
Распространение сведений о частной жизни лица в публичном выступлении возможно, как правило, при проведении официальных мероприятий (профсоюзное собрание, лекция и т.п.) и обращено к большому числу лиц.
Под публично демонстрирующимся произведением понимается, например, выставка фотографий, работ какого-либо автора, содержащих сведения о частной жизни другого лица.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная

[Back]