Проверяемый текст
Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие/Под ред. к.ю.н., доц. А.В. Галаховой. – М., Норма, 2005. -940с.
[стр. 146]

146 нарушение или антиобщественное действие либо признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего или его законного представителя.
Сведения,
полученные адвокатом при исполнении обязанностей, не могут передаваться им третьим лицам без согласия своего клиента.
Запрет распространяется и на передачу полученных адвокатом сведений правоохранительным органам.
Так, согласно ст.
8 ФЗ от 31 мая 2002 г.
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Точно так же адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием иной юридической помощи.
Сведения о частной жизни лица могут находиться в документах нотариуса, составляя его профессиональную тайну.
Согласно ст.
16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от
И февраля 1993 г.
нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.
Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением противоправного нотариального действия.

Соответственно служебное положение это совокупность тех профессиональных обязанностей и прав, которые позволяют субъекту осуществлять свою деятельность и ограничивают одну группу служащих от другой, определяя только ей свойственное место в общей системе служащих, именуемых должностными лицами.
К ним в соответствии с примечанием к ст.
285 УК России относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
В ч.
2 ст.
138 УК России субъектом преступления, совершенного с использованием специальных технических средств, может быть любое лицо, использующее такие средства для негласного получения информации, в том числе лицо, использующее при этом свое служебное положение.
В качестве такового могут выступать
[стр. 97]

Сведениями о частной жизни лица может располагать журналист.
В силу характера своей работы он может на законных основаниях получить конфиденциальную информацию о гражданах, разглашение которой без их согласия не допускается.
Согласно ст.
41 Закона РФ от 27 декабря 1991 г.
"О средствах массовой информации"*(135) редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданами с условием сохранения их в тайне.
Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие либо признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего или его законного представителя.
Сведения
о частной жизни лица могут составлять адвокатскую тайну.
Эти сведения, полученные адвокатом при исполнении обязанностей, не могут передаваться им третьим лицам без согласия своего клиента.
Запрет распространяется и на передачу полученных адвокатом сведений правоохранительным органам.
Так, согласно ст.
8 ФЗ от 31 мая 2002 г.
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"*(136) адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Точно так же адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием иной юридической помощи.
Сведения о частной жизни лица могут находиться в документах нотариуса, составляя его профессиональную тайну.
Согласно ст.
16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от
11 февраля 1993 г.*(137) нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.
Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением противоправного нотариального действия.

Сведения о частной жизни гражданина могут быть получены при осуществлении правомерной деятельности частного детектива.
В таком случае закон возлагает на частных детективов обязанность хранить их в тайне от третьих лиц, предупреждая несанкционированный доступ к собранной информации.
Статья 7 Закона РФ от 11 марта 1992 г.
"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"*(138) запрещает частным детективам разглашать собранную информацию, использовать ее вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц.
Разглашение этих сведений при наличии других признаков состава преступления влечет ответственность по ст.
137 УК.
Распространение сведений о частной жизни лица в публичном выступлении возможно, как правило, при проведении официальных мероприятий (профсоюзное собрание, лекция и т.п.) и обращено к большому числу лиц.
Под публично демонстрирующимся произведением понимается, например, выставка фотографий, работ какого-либо автора, содержащих сведения о частной жизни другого лица.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная

[стр.,111]

Применение насилия при проникновении в жилище может быть физическим или психическим.
Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм человека.
Для незаконного проникновения в жилище может быть применено любое физическое насилие, начиная от побоев, ранений, истязаний различными способами, иной физической боли вплоть до причинения смерти.
В ч.
2 ст.
139 УК не сказано, какое физическое насилие охватывается данным квалифицирующим признаком, а в каких случаях требуется дополнительная квалификация по статьям об ответственности за преступления против личности.
По нашему мнению, действия лица следует квалифицировать по ч.
2 ст.
139 УК, если примененное им насилие не было опасно для жизни и здоровья, и руководствоваться разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г.
"О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое".
В п.
21 постановления сказано, что под насилием, не опасным для жизни и здоровья, следует понимать побои или иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.).
В случае причинения смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, содеянное необходимо квалифицировать по совокупности преступлений по ч.
2 ст.
139 и ст.
105, 111, 112, 117 УК соответственно.
Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз применения насилия, чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению.
Угроза может быть выражена в любой форме: устно, жестами, демонстрацией оружия и т.п.
Содержанием угрозы всегда является высказывание намерения применить физическое насилие к потерпевшему.
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается ч.
2 рассматриваемой статьи, и дополнительной квалификации по ст.
119 УК не требуется.
По этому пути идет и судебная практика.
Д.
выбил входную дверь квартиры Б., сопровождая свои действия угрозой убийством в том случае, если его не впустят.
Действия Д.
суд квалифицировал как незаконное проникновение в чужое жилище с применением психического насилия по ч.
2 ст.
139 УК без ссылки на ст.
119 УК*(160).
Признаки особо квалифицированного состава преступления (ч.
3) Субъективные: незаконное проникновение в жилище лицом с использованием своего служебного положения.
В ч.
3 рассматриваемой статьи субъект преступления специальный: лицо, которое для незаконного проникновения в жилище использует свое служебное положение (см.
материал к ст.
137, 138 УК).
К этой категории прежде всего следует отнести должностных лиц.
Понятие должностного лица раскрыто в примечании 1 к ст.
285 УК.
Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Понятие представителя власти дано в примечании к ст.
318 УК.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в

[стр.,213]

использовании помещений, вмешательстве при проведении общих собраний и т.д.
Преступление, предусмотренное ч.
1 ст.
169 УК, имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения одного из действий (бездействия), перечисленных в диспозиции статьи, образующих воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, независимо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены.
Преступление совершается с прямым умыслом.
Лицо осознает общественно опасный характер своего поведения (действия или бездействия), препятствующего законной предпринимательской или иной деятельности, и желает так действовать.
Субъектом преступления являются должностные лица, компетентные осуществлять государственную регистрацию индивидуального предпринимателя (юридического лица), выдавать специальные разрешения (лицензии), принимать решения, влияющие на деятельность индивидуального предпринимателя (юридического лица), реально вмешиваться в законную деятельность граждан и организаций.
В соответствии с примечанием 1 к ст.
285 УК должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Должностные лица должны обладать общими признаками субъекта преступления.
Признаки квалифицированного состава преступления (ч.
2) Объективные: совершение деяния в нарушение вступившего в законную силу судебного акта; крупный ущерб; причинная связь.
Субъективные: вменяемое, достигшее 16 лет должностное лицо.
Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что действия, указанные в ч.
1 статьи, совершены должностным лицом после вступления в законную силу судебного акта, которым действия органа исполнительной власти об отказе (уклонении) в регистрации признаны незаконными и нарушающими права индивидуального предпринимателя (юридического лица).
Вступившим в законную силу судебным актом является решение (определение, постановление) суда, признающее незаконными действия должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в регистрации индивидуального предпринимателя (юридического лица) либо в связи с совершением им иных деяний, перечисленных в диспозиции ч.
1 ст.
169 УК.
В соответствии с примечанием к ст.
169 УК крупным ущербом, причиненным индивидуальному предпринимателю (юридическому лицу), признается ущерб в сумме, превышающей 250 тысяч рублей.
При определении величины ущерба суд должен учитывать характер, объем предпринимательской деятельности, размер причиненного имущественного ущерба (например, стоимость товара, реализация которого была незаконно запрещена), а также упущенную выгоду, т.е.
неполученные доходы, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получил бы при нормальных условиях своей деятельности, если бы его право не было нарушено.

[Back]