Проверяемый текст
Бушков, Денис Валерьевич. Тайна личной корреспонденции в уголовном праве (Диссертация 2003)
[стр. 149]

149 случайно большинство ошибок при квалификации преступлений связано как раз с неверным определением признаков субъективной стороны.
Основной разграничительный признак субъективной стороны — это форма вины (умысел или неосторожность).
Субъективная сторона ст.
137 УК России и ст.
138 УК России характеризуется прямым умыслом.
Виновный, собирая или распространяя сведения о личной, семейной тайне, должен осознавать незаконность этих действий и желать этого.
Невозможно собирать или распространять такие сведения, относясь к этому безразлично.
Субъект преступления сознает, что, знакомясь с чужой корреспонденцией, иными сообщениями или прослушивает телефонный разговор без законных оснований, с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, он тем самым нарушает конституционное право граждан и желает этого.
К тому же, как это уже отмечалось, рассматриваемые составы ввиду внесенных законодателем изменений стали формальными, а не материальными, как это было ранее.
По этой причине субъективное отношение виновного к последствиям не имеет значения для квалификации, а может быть учтено при назначении наказания.
Мотивы и цели, как было указано выше, в связи с внесенными Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ изменениями в УК России в настоящее время для квалификации не имеют значения.
Они могут быть и простым обывательским любопытством и сплетнями, и обусловлены более серьезными и общественно опасными целями, и это следует учитывать при назначении наказания, в случаях признания судом субъекта виновным в совершении этого преступления.
Однако в тех случаях, когда подобные действия совершались
должностными лицами из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекли за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан, они должны квалифицироваться не по ч.
2 ст.

137 и ч.2 ст.138 УК России, а по ч.
1 ст.
285 УК России.
В данном случае ч.
1 ст.
285 УК России будет наиболее полно отражать суть совершенного общественно-опасного деяния, представляя особый случай злоупотребления должностными полномочиями.
Если перечисленные действия совершались должностным лицом за вознаграждение, то они подлежат
дополнительной ква
[стр. 123]

дома 27 запечатанных писем, которые не дошли до адреса_ 151 та.
а 4 Должностное лицо, используя те или иные противоза« I конные действия, направленные на нарушение тайны переписки и прочих сообщений граждан, также используют свое 4 должностное положение, злоупотребляет им, зачастую даже вопреки интересам службы.
Такие действия подпадают под* 4 4 # признаки преступления, предусмотренного ч2 ст.
138 УК РФ.
4 г Однако в тех случаях, когда подобные действия совершались из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекли за собой существенное нарушение прав и * законных интересов граждан, они должны квалифицироваться не по ч.
2 ст.

138 УК РФ, а по ч.
1 ст.
285 УК РФ.
В данном случае ч.~1 ст.
285 УК РФ будет наиболее полно отражать суть совершенного общественно-опасного деяния, представляя особый случай злоупотребления долж■ ностными полномочиями.
Если перечисленные действия совершались должностным лицом за вознаграждение, то они подлежат
дополни■ тельной квалификации как взяточничество, если за них было получено соответствующее вознаграждение.
* * л В последние годы законодатель разрешил отдельным * * гражданам осуществлять частную детективную и охранную4 деятельность при наличии лицензии, полученной в органах внутренних дел.
Однако в отличие от работников правоохранительных органов лица, занимающиеся частной детективной деятель4 ностью, не вправе проводить какие бы.
то ни было опера151 Уголовное дело № 1504-00 / Архив Арзгирского районного су да Ставропольского края 123

[Back]