Проверяемый текст
Бушков, Денис Валерьевич. Тайна личной корреспонденции в уголовном праве (Диссертация 2003)
[стр. 39]

39 законное собирание или распространение которых причиняет вред правам и законным интересам этого лица и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2 Историческая эволюция уголовно-правовой охраны тайны частного характера Самые ранние правовые памятники, по мнению историков, свидетельствуют о нормах охраняющих сведения не подлежащих широкой огласки.
По мнению И.Л.
Петрухина появление этого правового института восходит к глубокой древности.
Так, еще в Древнем Риме частные письма не
распечатывались даже в тех случаях, когда ознакомление с ними приносило пользу правосудию1.
Новое направление правовой защиты особой категории сведений связано с принятием Россией христианства в 988 г.
Как известно, христианская доктрина изначально несет в себе элемент таинственного, «таинства».
Ореолом тайны окружены многие христианские обряды
крещения, исповеди, преображения хлеба и вина в плоть и кровь Господни.
Еще до возникновения канонического права в обычном его понимании, правовые источники указывают на недопустимость никакого вмешательства в церковные таинства и устанавливают самые суровые наказания за нарушения этого запрета.
По мнению историков именно христианство послужило фундаментом уважительного отношения к личности и личной жизни отдельного человека, имеющего, согласно Святой доктрине, свободную волю.2 Конечно, это произошло не сразу, тем не менее, огромное значение имеет тот факт, что со времен Латеранского собора (1215 г.) в каноническом праве Европы утвердилось положение о тайне исповеди, которую никто не вправе нарушить, в том числе и монарх.3 Следовательно, уже в средневековье в европейской правовой мысли стало признаваться право отдельного человека по сути на свою собственную индивидуальную жизнь, со своими индивидуальными секретами, в котором судья ему только Господь Бог.
Петрухин И.Л.
Личная жизнь: пределы вмешательства.
М., 1989.
С.
136.

2Уколова В.И.
Христианство, церковь и ереси в средние века.
История Европы.
Т.2.
Средневековая Европа.

М., С.
569 3Дюби Ж.
Европа в средние века.
Смоленск, 1994.
С.
152.
[стр. 14]

% Глава І .
ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ § Г.
Понятие и содержание тайны личной корреспонденции I Р Понимание ■необходимости особой охраны личностных й л сведений, не подлежащей широкой огласки, имело'место уже !в самых ранних правовых памятниках.
Появление этого I ; правового института восходит к глубокой древности -4 так, еще в Древнем Риме частные письма не распечатыва!а лись даже в тех случаях, когда ознакомление с ними принесло бы пользу правосудию.
3 В общеевропейской (в т.ч.
и российской) правовой традиции «краеугольный камень» в признании права чело века на охраняемую правом личную жизнь («таинство» ча стной жизни) изначально связан с христианством именно христианская доктрина изначально несет в себе элемент таинственного, «таинства».
Ореолом тайны окружены многие христианские обряды
преображения.
крещения исповеди, Многие авторы указывают на то, что именно христи анство послужило фундаментом уважительного отношения европейской цивилизации к личности и личной жизни отдельного человека, имеющего, согласно Святой доктрине, свободную волю.4 Петрухин И.Л.
Личная жизнь: пределы вмешательства.
М., 1989.
С.
136.

Уколова В.И.
Христианство, церковь и ереси в средние века // История Европы.
Т.
2.
Средневековая Европа.

С.
569.
14 ь 1 \ а

[стр.,15]

Конечно, это произошло далеко не сразу тем не " * менее огромное значение имеет тот факт, что уже со вре-* » ' і мени Латеранского собора в каноническом праве Европы утвердилось положение о тайне личной исповеди, .которую ' 5 'никто не вправе нарушить.
■> * Как видно, уже в средневековье в европейской пра* вовой мысли стало признаваться право отдельного чело-і і а а века по сути на свою собственную индивидуальную жизнь, со своими индивидуальными секретами.
1 * ' ! В европейской историографии усиление правовой защиты индивида обуславливается .также фактором развития I • I+ * I городской цивилизации, в которой отдельный человек стал4 * *• 4 цениться' как личность (хотя и включенную в городскую * » корпорацию),6 обладающая правом на тайну личной жизни как охраняемое правом благо.
В российском праве одним из первых свидетельств особого правового отношения к информации личного характера в отечественных памятниках является дозволение не уличать себя самого, содержащееся в ст.
20 Псковской а » Судной Грамоты середины XV века (свидетель не давал клятвы говорить о сеое только правду присягой он лишь подтверждал свои показания).7 ч Таким образом, уже в средневековых памятниках существовал феномен особого правового статуса ряда сведений, относящихся к отдельным людям.
Конечно, о полноценнои уголовно-правовой охране личностной тайны в Дюби Ж.
Европа в средние века.
Смоленск, 1994.
С.
152153.

Гуревич А.Я.
Категории средневековой культуры.
2-е изд.
М.
, 1984.
С.
325-326.
Российское законодательство Х-ХХ вв.
Т.
1.
М., 1984.
С.
331

[Back]