Проверяемый текст
Бушков, Денис Валерьевич. Тайна личной корреспонденции в уголовном праве (Диссертация 2003)
[стр. 41]

41 Основными же способами являлись симпатические (невидимые) химические составы, а также шифры (различные способы преобразования смыслового текста в несмысловой).
Первое упоминание о шифрах (в современном мире наиболее универсальных методах защиты передаваемой информации) относится к началу II тысячелетия до нашей эры.
С тех времен шифры стали постоянными спутниками тайны, а во многом и ее признаками, так как малоценный текст вряд ли кто-либо стал бы преобразовывать достаточно трудоемким способом.
В Соборном уложении 1649 года, впервые в отечественной истории, в ст.
10.177 закреплена защита семейной и личной тайны, в которую не имеют права вмешиваться «государственные люди» при осуществлении правосудия : «А будет на суде ответчик сошлется на исцову жену, или истец сошлется на ответчикову жену, и по таким ссылкам жены не допрашивати»1 Так в российской правовой системе еще до выделения уголовного законодательства в собственном смысле этого слова, сформировалось положение об особом значении некоторых сведений государственного, канонического и личного (семейного) характера.
Что касается тайны доверенной священнослужителю на исповеди, то ее нерушимость была серьезным образом поколеблена в ходе проведенной Петром I (с 1682 по 1725 г.г.) церковной реформы, носившей откровенно протестантский характер и преследовавшей цель уничтожения самостоятельности и независимости Церкви и ее тотального подчинения интересам государства.
Протоиерей Г.
Флоровский, давая оценку церковной революции Петра I, указывал: «Государство отрицает независимость церковных прав и полномочий, Государство утверждает себя самое как единственный, безусловный и всеобъемлющий источник всякого законодательства, всякой деятельности или творчества.
Все должно стать и быть государственным, и только государственное ...допускается впредь.
У Церкви не остается и не оставляется самостоятельного и независимого круга дел, ибо государство все дела считает своими..
.».2 Российское законодательство Х-ХХ вв.
Т.
3.
М., 1985.
С.
126.

2Флоровский Г.
Пути русского богословия.
4-е изд.
napnncYMCA-PRESS, 1988.
С.
83.
[стр. 16]

средневековье серьезно говорить не приходится.
Для нас же важен факт того, что уже в это время потребностямич а I общественного ' развития обуславливалось существование имеющих особый характер сведений личностного характера, * 1 I эволюционировавших впоследствии в защищаемые , правом4 * тайны личности (в т.ч.
и в тайну личной корреспонденции ; ( * в современном понимании этого термина): Например, Соборное Уложёние впервые в отечественной истории непосредственно указало на существование ч ’ ^ * I защищаемой семейной и личной тайны, в которую не имеют права вмешиваться «государственные люди» при осуществи г ! лении правосудия.8 Но решающее значение в охране личных тайн в евро» ■ пейских правовых системах связано со становлением буржуазного гражданского общества, с его фундаментальным принципом «свободы, равенства, братства» каждого человека вне зависимости от социального или имущественногол статуса.
Отечественное законодательство об охране частных ч тайн ведет свою историю с середины XIX в ., когда впер^ * вые в нормах Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уставе о наказаниях, налагаемых ми-ь а ровыми судьями, была установлена уголовная ответственность за нарушение тайны переписки, и иные подобного рода деяния.
Демократическое развитие российского общества во второй половине XIX начале XX вв.
стало причиной коо Ст.
10.177: «А будет на суде ответчик пошлется на исцову жену, или истец пошлется на ответчикову жену, и по таким ссылкам жены не допрашивати».
См.: Соборное Уложение 1649 года // Российское законодательство Х-ХХ вв.
Т.
3.
М., 1985.
С.
126.

16

[Back]