Проверяемый текст
Бушков, Денис Валерьевич. Тайна личной корреспонденции в уголовном праве (Диссертация 2003)
[стр. 47]

47 Первые советские уголовные кодексы 1922 и 1926 гг.1 вполне соответствовали духу времени в плане уголовно-правовой защиты личных прав человека: указанные источники в принципе не признавали объектом уголовно-правовой охраны ни сведения, составляющие личную и семейную тайну, ни сведения, составляющие тайну переписки.
Принципиальным изменением в уголовно-правовой охране тайны частного характера, связанной с процессами некоторой демократизации в советском обществе 60-х годов («хрущевская оттепель»), явилось признание объектом уголовноправовой охраны тайну переписки телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан (ст.
135 УК РСФСР 1960г.).
Названная норма законодателем была помещена в главу IV «Преступления против политических, трудовых и иных прав и свобод граждан».
Позже редакция ст.
135 УК РСФСР 1960 года была уточнена, и дополнена наряду с признаком нарушения тайны переписки, и уголовной ответственностью наступающей за нарушение тайны «телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан»2, что позволило сведения о гражданах, т.е.
данные о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, отнесены к конфиденциальной информации.
Это, безусловно, позитивная, новелла отечественного законодательства свидетельствовала о том, что государство начало ценить личность своих граждан не только в различного рода декларациях, но и в конкретных законодательно определенных ситуациях.
Данная норма была направлена на защиту гражданами права неприкосновенности тайны частного характера, т.е.
тайну переписки, тайну телефонных переговоров и телеграфных сообщений.
Позже в Конституции СССР 1977 года ст.
56 установила, что «тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняется законом».
В целом нельзя не признать, что принятая законодателем мера, с одной стороны, способствовала укреплению правопорядка в целом и улучшению качества 1 СУРСФСР.
1922,№ 15.
СТ.
153; СУ РСФСР.
1926.
№ 80.
Ст.
600.

2 Ведомости Верховного Совета России.
1992.
№ 47.
Ст.
2664.
(в ред.
Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г.
и Закона Российской Федерации от 20 октября 1992 года Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, № 49, ст.
1821; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 47, ст.2664)
[стр. 18]

«Личную безопасность» трудно себе представить без соблюдения прав человека на неприкосновенность тех или < I йных личных тайн это положение в российской правовой 4 традиции было отражено в XXIX главе Уголовного Уложения * ' I 190:3 года, которая так и называлась «Об соглашении» I тайн».
* В ст.ст.
541-546 данного документа, наряду с пра-* » :вом на неприкосновенность частной жизни человека как таковой, практически впервые защищалось право частных лиц на произвольное (без санкции властей) ознакомление с содержанием частной переписки.
! * I* а Итак, законодательству России до Октябрьской революции 1917 года уже была знакома тайна корреспонденции (тайна переписки) как объект уголовно-правовой охраны.
Признание преступности посягательства на тайну личной переписки стало итогом развития в уголовном паве представлений о преступности нарушений личных прав человека.
В свою очередь, это стало закономерным итогом эволюции гражданского общества в нашей стране, правовым результатом буржуазно-демократических преобразований второй половины XIX начала XX века.
Первые советские уголовные кодексы 1922 и 1926 гг.
вполне соответствовали духу времени в плане уголовно-правовой защиты личных прав человека: указанные источники в принципе не признавали объектом уголовноправовой охраны ни сведения, составляющие личную и
сеРоссийское законодательство Х-ХХ веков.
Т.
9.
М., 1994.
С.
257.
12 СУ РСФСР.
1922.
№ 15.
Ст.
153; СУ РСФСР.
1926.
№80.
Ст.
600.


[стр.,19]

мейную тайну, ни сведения, составляющие тайну личной+ корреспонденции.а ч • г В принципе это Понятно ведь коммунистическое государство всегда ставило выше всего свои собственные к цели, и цели революции, .не ценя при ,этом отдельного че-4 ловека и его внутренний мир.
» I Принципиальным изменением в уголовно-правовой ох-■ ране тайны личнои корреспонденции, связанным с процессаки некоторой демократизации в сбветском обществе 60-х годов («хрущевская оттепель»), явилось признание объектом уголовно-правовой охраны хотя бы части сведений, ! II относившихся к личной жизни человека, а именно сведе* ний, составляющих тайну переписки, телефонных перегово-* ров и телеграфных сообщений граждан.
Эта, безусловно позитивная, новелла отечественного законодательства свидетельствовала о том, что государство начало ценить личность своих граждан не только в различного рода декларациях, но и в конкретных законодательно определенных ситуациях.р < Первоначальная редакция Уголовного кодекса РСФСР ♦ I 1960 года1 предусматривала ответственность за нарушение тайны личной корреспонденции, которое составляли нару-а шение «тайны переписки» (ст.
135).
Особо подчеркнем один факт: не смотря на то, что IV глава УК РСФСР 1960 года называлась «Преступления против личных и трудовых прав граждан», в доктрине со-а N ветского уголовного права того времени посягательства Ведомости Верховного Совета РСФСР.
1960.
№ 40.
Ст 591.

[Back]