Проверяемый текст
Косов Геннадий Владимирович. Экологическая составляющая политического процесса (Диссертация 2005)
[стр. 122]

это удалось.
Они доказывают, что следствием экологического мышления и процесса идеологизации движения явилось то, что на протяжении последних тридцати лет альтернативистские движения становились все более организованными и их идеи завоевывали все большее количество сторонников.
Не оспаривая роль «зеленой» идеологии, необходимо отметить, что стройной идеологической концепции так и не удалось построить.
Так Карл Боггз утверждает, что «зеленой идеологии», строго говоря, нет, ибо она зиждется на
своего рода постмарксистском радикализме, свойственном наступательной фазе борьбы: нелегком сплаве марксизма, экологического радикализма, феминизма, нового лефтизма и выражения альтернативной культуры» \ Специфика экологической идеологии заключается в том, что она преодолевает не только национальные, религиозные и др.
разногласия, но и свойственный всем существующим идеологиям антропоцентризм.
Выделим основные принципы, лежащие в основе экологической идеологии:
• Учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения; • Деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования; • Нравственность.
Второй принцип постепенно получает свое юридическое продолжение в концепции прав природы, которая интенсивно обсуждается в данное время.
В основе ее лежит представление о равноценности всех форм жизни, невзирая на очевидные различия и сложности строения и уровнях организации.
Человек из «венца природы» превращается в один из видов, не имеющих ценностных пре
1 1 В5 С.
ТЬе Огееп, апй-пнШапзт апс! Ле ^1оЬа1 сгшз // КасИса! Атепса.
Уо1.
17.
1983.
№1.Р.
16.
122
[стр. 169]

ских прав.
В силу этих причин новые демократические движения выдвигают новые формы общежития и кооперации.
Но все эти тенденции требовали теоретического и идеологического обоснования.
Западные «зеленые» большое место уделяют выработке соответствующей идеологии, так как потребность в идеологии сильнее, чем в информации, ибо «вопрос во что верить в случае сомнения менее важен, чем потребность во что-либо верить вообще для обретения смысла существования, в общей ориентации.
Если такая потребность не получает соответствующего разумного удовлетворения, его место занимает нечто неразумное»1.
Теоретики «зеленого» движения приложили много усилий для выработки некой стройной зеленой идеологии.
Многие считают, что им это удалось.
Они доказывают, что следствием экологического мышления и процесса идеологизации движения явилось то, что на протяжении последних тридцати лет альтернативистские движения становились все более организованными и их идеи завоевывали все большее количество сторонников.
Не оспаривая роль «зеленой» идеологии, необходимо отметить, что стройной идеологической концепции так и не удалось построить.
Так Карл Боггз утверждает, что «зеленой идеологии», строго говоря, нет, ибо она зиждется на
своею рода постмарксистском радикализме, свойственном наступательной фазе борьбы: нелегком сплаве марксизма, экологического радикализма, феминизма, нового лефтизма и выражения альтернативной культуры»2.
Специфика экологической идеологии заключается в том, что она преодолевает не только
классовые, национальные и религиозные разногласия, но и свойственный всем существующим идеологиям антропоцентризм.
Выделим основные принципы, лежащие в основе экологической идеологии:
1 Huber J.
Die Regenbogengesellschaft: Ocologie und Sozialpolitik.
Frankfurt a.
M., 1985.
S.
1820.
2 Boggs C.
The Green, anti-militarism and the global crisis // Radical America.
Vol.
17.
1983.
№ LP.
16.
169

[стр.,170]

• Учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения; • Деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования; • Нравственность.
Второй принцип постепенно получает свое юридическое продолжение в концепции прав природы, которая интенсивно обсуждается в данное время.
В основе ее лежит представление о равноценности всех форм жизни, невзирая на очевидные различия и сложности строения и уровнях организации.
Человек из «венца природы» превращается в один из видов, не имеющих ценностных преимуществ
перед другими.
Экологическая идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой.
В плане экономико-преобразовательном экологическая идеология тяготеет к социалистическим идеям свободного совместного труда.
В плане политико-юридическом она склоняется к формам прямой содержательной демократии участию населения в непосредственном принятии решений, а не к так называемой формальной демократии, ограничивающейся подачей голосов избирателей.
Экологическая идеология утверждает примат нравственности над формами экономического и политического устройства.
Одним из социально-философских оснований идеологии «зеленых» является концепция экологического гуманизма.
Она выводит отношения между людьми за пределы общества, расширяя их до отношения общества с природой.
Его основными принципами являются: • Гармония человека с природой.
• Равноценность всего живого.
• Ненасилие.
• Сомоограничение вместо потребительства.
• Становление любовно-творческой личности.
• Необходимость нравственного самосовершенствования.
170

[Back]