имуществ перед другими. Экологическая идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой. В плане экономико-преобразовательном экологическая идеология тяготеет к социалистическим идеям свободного совместного труда. В плане политико-юридическом она склоняется к формам прямой содержательной демократии участию населения в непосредственном принятии решений, а не к так называемой формальной демократии, ограничивающейся подачей голосов избирателей. Экологическая идеология, утверждает примат нравственности над формами экономического и политического устройства. Одним из социально-философских оснований идеологии «зеленых» является концепция экологического гуманизма. Она выводит отношения между людьми за пределы общества, расширяя их до отношения общества с природой. Его основными принципами являются: • Гармония человека с природой. • Равноценность всего живого. • Ненасилие. • Самоограничение вместо потребительства. • Становление любовно-творческой личности. • Необходимость нравственного самосовершенствования. • Личная ответственность за мир. • «Золотое правило экологии». • Несотрудничество с эксплуататорскими классами. • Сохранение разнообразия природы, человека и культуры. Так на II съезде Зеленой партии ФРГ была утверждена идея «центральной роли условий жизни», то есть произошло признание приоритета экологических принципов в отношениях с природой и внутри общества. Вторым социально-философским основанием является консервационизм, который зародился в начале XIX века и базировался на убежденности в том, что дар жизни священен. 123 |
• Учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения; • Деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования; • Нравственность. Второй принцип постепенно получает свое юридическое продолжение в концепции прав природы, которая интенсивно обсуждается в данное время. В основе ее лежит представление о равноценности всех форм жизни, невзирая на очевидные различия и сложности строения и уровнях организации. Человек из «венца природы» превращается в один из видов, не имеющих ценностных преимуществ перед другими. Экологическая идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой. В плане экономико-преобразовательном экологическая идеология тяготеет к социалистическим идеям свободного совместного труда. В плане политико-юридическом она склоняется к формам прямой содержательной демократии участию населения в непосредственном принятии решений, а не к так называемой формальной демократии, ограничивающейся подачей голосов избирателей. Экологическая идеология утверждает примат нравственности над формами экономического и политического устройства. Одним из социально-философских оснований идеологии «зеленых» является концепция экологического гуманизма. Она выводит отношения между людьми за пределы общества, расширяя их до отношения общества с природой. Его основными принципами являются: • Гармония человека с природой. • Равноценность всего живого. • Ненасилие. • Сомоограничение вместо потребительства. • Становление любовно-творческой личности. • Необходимость нравственного самосовершенствования. 170 • Личная ответственность за мир. « ' «Золотое правило экологии». • Несотрудничество с эксплуататорскими классами. • Сохранение разнообразия природы, человека и культуры. Так на II съезде Зеленой партии ФР1‘ была утверждена идея «центральной роли условий жизни», то есть произошло признание приоритета экологических принципов в отношениях с природой и внутри общества. Вторым социально-философским основанием является консервационизм, который зародился в начале XIX века и базировался на убежденности в том, что дар жизни священен. Третьим основанием является социальная экология, которая доказывает, что причина экологического кризиса заключается не в неправильном способе хозяйствования, а в характере взаимоотношений в обществе, построенном на эксплуатации. Согласно М. Букчичу, авторитаризм и наличие иерархий является глубинными причинами возникновения социальных проблем и деградации окружающей среды. Существование социальных иерархий предопределяет безжалостную эксплуатацию природы и отношение к ней, как к объекту господства1. Четвертым основанием является глубинная экология. Возникновение этой концепции относят к 1972 году и связывают с именем норвежского профессора A. Ilacca. С одной стороны, эта концепция развивала основные идеи консервационизма и противостояла основным позициям социальной экологии. С другой стороны, в отличие от социальной экологии сторонники глубинной экологии не ищут место человека в природе, а рассматривают его и окружающий мир как равноправные части единой Вселенной. Именно равноправные части, т.е. человек относится к природе не как к объекту слепого подчинения, а как к равноправному партнеру. По мнению сторонников глубинной экологии, причина деградации окружающей среды связана с индустриализацией. Но в от1Цит. по: Раэливахнн Л.А. Экология и политика. М., 1996. С. 29. 171 |